Смолянка Светлана Пучкова проживает в доме №3 на улице Кашена. Осенью она похоронила единственного сына, который отдал жизнь за независимость Родины. Светлана, как и еще несколько семей, живут в доме с охранным статусом, на ремонт которого у государства нет денег.
Дом №3 на улице Кашена – одно из наиболее приметных строений в районе Колхозной площади в Смоленске. Несмотря на свои скромные габариты, оно выделяется своей необычной архитектурой. Невесть как уцелевший «посланник довоенной эпохи» — возможно, одно из немногих зданий XIX века в окрестностях Колхозной площади, что устояло благодаря мраморной табличке на своем фасаде. Она гласит, что дом является объектом культурного наследия.
Между прошлым и будущим
Внешний облик дома недвусмысленно указывает на отсутствие интереса к нему со стороны коммунальных служб. Его внутренне убранство – «машина времени», на которой случайный гость переносится в ту эпоху, когда дома без удобств в Смоленске были привычным делом. Как следует из размещенной на фасаде таблички, дом является объектом культурного наследия регионального значения. Тип — памятник градостроительства и архитектуры. В реестре Минкульта содержатся следующие сведения о нем:
«Особенностями объекта культурного наследия, послужившими основанием для включения его в Реестр и подлежащими обязательному сохранению, являются внешний облик дома и внешнее декоративное убранство. … Образец жилого дома периода эклектики с элементами русского стиля и классицизма в декоре».
В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Смоленская обл. 2001 г. (Москва, издательство «Наука») указано, что перед нами жилой дом второй половины XIX века, «скромный пример небольшого жилого дома с лавкой или мастерской, выстроенного в упрощенных формах эклектики. Жильцы рассказывают, что в советские годы дом являлся общежитием для сотрудников расположенной рядом ТЭЦ, а в 90-е комнаты были приватизированы. В 1851 году улица Кашена называлась Пятницкой, а в доме располагался гостиный двор.
По данным сайта Министерства ЖКХ РФ, дом был введен в эксплуатацию в 1946 году. Видимо, речь идет о его восстановлении в послевоенные годы и официальной постановке на учет, как жилого дома. На сайте Фонда капремонта МКД Смоленской области в программе капремонта дом не значится, а его состояние указано как «исправное». Из удобств – электричество, централизованное отопление и газ, которого жильцы никогда не видели.
Мостиком между прошлым и будущим в этом старом доме стали коммерческие площади на первом этаже. Одно из них пытается впечатлить прохожих блеском «евроремонта». В нем вполне успешно (судя по кипящей внутри работе) функционирует парикмахерская.
Всего в доме четыре квартиры коммунального типа (две на первом и две на втором этаже), в каждой из которых – по две-три крохотных комнаты. Все помещения находятся в частной собственности. Одно помещение на первом этаже переведено в нежилое (парикмахерская), еще одна квартира — надомный ломбард. В одной из квартир проживает многодетная семья (муж, жена, двое детей школьного возраста, третий, старший ребенок, проживает отдельно). Семья занимает две маленькие комнаты.
В квартире №4 проживает Светлана Николаевна Пучкова, мать погибшего участника СВО. В августе 2024 года женщина похоронила мужа, в ноябре – сына. Светлана Николаевна показывает свою квартиру – две маленькие комнатушки общей площадью около 15 квадратных метров. Первая выполняет функцию прихожей, кухни, уборной и гостиной. Вторая – спальня. Женщина с опаской смотрит на потолок, обнаживший деревянную обрешетку перекрытия. Недавно здесь была штукатурка, которая 23 января рухнула женщине на голову.
«Серьезной травмы у меня нет, я отскочила, только небольшой ушиб. Вчера вызывали мне скорую – 220 на 110 давление. Сегодня жду врача. … Плохо мне живется. За водой вниз хожу, там есть краник, но пить ее нельзя. Питьевую сами приобретаем. Потолок рушится, крыша течет», — жалуется женщина.
Без удобств во дворе
Владельцы расположенных на первом этаже коммерческих площадей провели сети водоснабжения и канализации за свой счет. Жильцы организуют водоснабжение своих квартир с помощью пластиковых бутылей, которые, как и Светлана Николаевна, набирают из краника под лестницей, а в качестве туалетов используют ведра, которые выносят на помойку через дорогу.
Отсутствие «удобств» в доме зафиксировано официально. В ответе ОАО «Жилищник» от 15 декабря 2022 года жильцам сообщают:
«Согласно технической документации по данному адресу отсутствует холодное водоснабжение и водоотведение (центральная канализация). Жилой дом относится к 6 категории (не канализованный)».
Никаких надворных «удобств», какие обычно устанавливают у оставшихся в Смоленске неканализованных домов, в доме №3 по улице Кашена нет, как нет и контейнерной площадки.
Не в пользу жильцов «злачное» месторасположение дома. Рядом – территория Заднепровского рынка, магазины, торговые центры, остановки общественного транспорта. На придомовую территорию покусились многочисленные «интересанты». Десять лет назад на участке рядом с домом начали строить двухэтажное здание «магазина», где сейчас расположена стоматологическая поликлиника. Как следует из ответа, поступившего жильцам из областного департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в январе 2018 года, земельный участок под новодел сформирован с нарушением действующего законодательства, Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки города Смоленска. Кроме того, постройка нарушает композиционно-видовые связи (панорамы) памятника архитектуры (дома №3).
В 2008 администрация города передала придомовую территорию МЖД в коммерческое пользование СМУП «Заднепровский продовольственный рынок», а также частному лицу без учёта жизнедеятельности жильцов МЖД, лишив их минимальных комфортных условий. Придомовая территория дома со стороны рынка обнесена забором, внутри расположена трансформаторная подстанция, лишившая дом единственного «пожарного» подъезда и надворного туалета. Со стороны улицы Кашена дом обнесли торговыми ларьками, один из которых был признан незаконными и снесен.
Прокуратура отвечает
«На протяжении многих лет мы жалуемся во все инстанции: администрацию области и города, прокуратуру, МЧС, главную жилищную инспекцию. Ответы носят формальный характер. Выносятся предписания надзорными органами в адрес администрации города, управляющей компании, однако контроль за предписаниями отсутствует. Как результат – полное бездействие. Наблюдая за этим бездействием, мы были вынуждены обратиться к генеральному прокурору РФ Краснову. Посла этого началось какое-то движение, но дело так и не было доведено до конца», — рассказывает жилец дома Сергей Кабалин, перелистывая толстую папку с жалобами жильцов и ответами на них из органов власти.
Жильцы добиваются соблюдения своих законных интересов. В прокурорском ответе, датированном июнем прошлого года, в частности, отмечается:
«По результатам проведенного инспекционного визита ГУ “Государственная жилищная инспекция по Смоленской области” 22.02.2024 выявлены нарушения по содержанию дома обслуживающей организацией. Так, при осмотре дома установлено, что ремонт лестничных клеток выполнен только на первом этаже, в оконном заполнении взамен стекла частично установлена фанера. Шиферное кровельное покрытие со стороны чердачного помещения имеет видимые сквозные отверстия. Фасад дома и цоколь имеют разрушения. В доме отсутствует надворный туалет и контейнерная площадка. По всем вышеуказанным нарушениям главным управлением Государственной жилищной инспекции по Смоленской области выдано предписание обслуживающей организации АО «Жилищник» об устранении нарушений в срок до 20.07.2024».
Ни одно из предписаний прокуратуры к настоящему времени не исполнено. Денежных средств на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не предусмотрено (это признает и прокуратура). Также выяснилось, что дом исключен из региональной программы капремонта, так как он не соответствует ее критериям — в доме менее пяти квартир. Получается тупиковая ситуация, конца и края которой не видно.