В этом году эксплуатационное локомотивное депо Смоленск-Сортировочный отмечает 155 лет
История эксплуатационного локомотивного депо Смоленск-Сортировочный – это путь, отмеченный многими славными свершениями и традициями, благодаря которым в летопись предприятия было вписано немало ярких страниц. А сила депо таится в его доблестном коллективе, ежедневно выполняющем главные задачи: перевозку грузов, пассажиров, обеспечение безопасности движения поездов.
В этом году эксплуатационное локомотивное депо Смоленск-Сортировочный отмечает свое 155-летие. За эти годы предприятие перелистнуло не одну страницу в своей истории, добилось успехов и сегодня продолжает держать планку на высоком уровне. Одно из доказательств тому – первенство в отраслевом соревновании ОАО «РЖД» по результатам 2022 года.
«Чтобы добиться такого впечатляющего статуса, необходимо выполнить все ключевые показатели в вопросах производственно-хозяйственной деятельности и безопасности движения поездов, а это возможно только в командной работе, – уверен начальник эксплуатационного локомотивного депо Смоленск-Сортировочный Александр Маньков. – Благополучие и успех предприятия достигаются напряженным трудом и личным стремлением каждого работника. Даже самая современная техника без мастерства человека, нашего машиниста – всего лишь машина».
Профессия машиниста была и остаётся важнейшей на железнодорожном транспорте. К ее представителям всегда относились с огромным уважением. Начальник депо отмечает, что в ОАО «РЖД» прилагается немало усилий для улучшения условий труда машинистов.
«Закупается новая техника, внедряются современные инновационные и энергосберегающие технологии, реализуются проекты бережливого производства, – говорит он. – Внимательное отношение к работникам со стороны руководства предприятия – залог успеха. Если машинист видит, что в нём заинтересованы, то стремится повышать свой профессиональный уровень».
В депо трудятся 509 человек, из которых 256 – машинисты и 170 – помощники машинистов. Доля молодых работников в возрасте до 35 лет составляет 41% от общей численности персонала.
«Молодежь привлекает стабильность, достойные заработки, возможность роста и некоторые «бонусы», которых нет в других отраслях, – считает заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Алексей Шелякин. – Молодым есть на кого равняться и сегодня: большинство работников депо имеют награды руководства ОАО «РЖД», дороги и Московской дирекции тяги. Пенсионный возраст для машиниста – 55 лет. Поэтому идет естественная смена поколений. Трудовые династии, преемственность поколений – славные традиции депо. Причем передача трудовой эстафеты может быть не только от отца к сыну, но и между выпускниками одного и того же учебного заведения. Одной из «кузниц кадров» в нашем регионе, подарившей нам профессионалов своего дела, является Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса».
Машинист Игорь Петраков поступил в техническое училище №2, сейчас это Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса, сразу после школы в 1988 году.
«Передо мной никогда не стояло вопроса, кем стать. Дядя всю жизнь водил поезда и мне привил любовь к локомотивам», – рассказывает он.
По окончании обучения в 1991 году Игорь устроился в депо, затем служба в армии. Вернувшись из армии в 1994 году, продолжил свой путь к мечте в должности помощника машиниста. А уже с 2000 года стал самостоятельно водить поезда. Кстати, для Петракова 2000 год был насыщен событиями. В апреле сыграл свадьбу, затем – учеба в Тульском подразделении, потом – назначение на заветную должность и в сентябре – рождение дочери. Стаж Игоря в должности машиниста составляет почти 23 года.
«В нашей работе важны эрудиция, уверенность в себе, высокий уровень ответственности и способность быстро принимать решения. А еще очень много значит надежный семейный тыл», – говорит машинист.
Игорь Петраков – отличный семьянин, отец троих детей и вот уже как 3 месяца осваивает роль дедушки.
Машинист Петраков является одним из самых активных и продуктивных наставников в эксплуатационном локомотивном депо Смоленск-Сортировочный. Он помогает молодым сотрудникам осваивать трудную и ответственную профессию машиниста. Благодаря богатому опыту Игоря Николаевича профессионалами своего дела стали пять молодых машинистов депо.
«Наставничеством я занимаюсь солидный срок – почти 20 лет, – говорит Игорь. – С удовольствием помогаю начинающим железнодорожникам: объясняю им тонкости работы, передаю опыт, делюсь практическими знаниями. Отрадно, что наставничеству сейчас уделяется особое внимание. Ведь тесным живым общением с молодыми работниками мы можем их воодушевить, помочь в работе, не дать опустить руки в трудный час».
Игорь считает профессию машиниста престижной. Вместе с тем это и большая ответственность. Когда за спиной тысячи тонн груза или сотни пассажиров, нельзя ни на секунду отвлечься от управления локомотивом. В каждую смену ты должен идти подготовленным, уверенным в себе и своем помощнике. Машинист замечает все: неисправности, недоработки со стороны смежных хозяйств. Он готов подсказать, что нужно подправить, чтобы железная дорога работала четко как часы. Помощник машиниста играет в рейсе не меньшую роль, чем сам машинист. От слаженности их действий зависит благополучное завершение поездки.
Таким надежным плечом для Петракова сейчас является его помощник Илья Петрочишкин. Молодой человек еще только начинает свой профессиональный путь. Он окончил тот же техникум, что и Петраков. Практических навыков набирается у старшего и более опытного коллеги, который подтверждает свою квалификацию ежедневным трудом. В послужном списке Игоря Николаевича – звание «Почетный работник Дирекции тяги». Кроме того, он является общественным инспектором по безопасности движения, удостоен нагрудного знака «Лучший машинист» I степени, знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1 миллион километров».
«Я благодарен за то, что попал в помощники как раз к Игорю Николаевичу, – говорит Илья. – У нас с ним полное взаимопонимание, так сказать, психологическая совместимость. Он очень опытный машинист – это видно в работе. Я только в начале своего пути и знания, полученные от него, впитываю как губка».
Илья Петрочишкин пришел на железную дорогу в июле прошлого года по стопам отца, который тоже работает машинистом в эксплуатационном локомотивном депо Смоленск-Сортировочный.
«Мое детство прошло рядом с поездами, каждый раз, возвращаясь из поездки, папа рассказывал интересные истории, объяснял устройство и принцип работы локомотива, – рассказывает Илья. – Я еще ребенком решил, что, когда вырасту, стану машинистом. Ведь эта профессия, как никакая другая, гарантирует стабильный заработок и почет среди окружающих. Работа машиниста и помощника машиниста нелегкая, но очень интересная, ответственная, поистине – мужская».
Одна из традиций, которая только появилась в депо в этом году, – это церемония посвящения в машинисты работников, вступающих в эту должность. Событие важное не только для вновь испеченных машинистов, но и для коллег и их старших товарищей по работе.
«Молодые работники дают клятву достойно выполнять свои должностные обязанности, обеспечивать безопасность движения, повышать профессиональные знания – это волнующий момент для всех, в том числе и для меня, – говорит помощник машиниста Илья Петрочишкин. – И я надеюсь, что не за горами тот день, когда я сам приму присягу. Такие мероприятия и традиции нужно поддерживать!»