Приставы массово взимают со смолян несуществующие долги за капитальный ремонт

Региональный фонд капремонта винит в этом приставов, приставы же настаивают, что ошибки происходят из-за недоработок сотрудников фонда

С парадоксальной ситуацией столкнулся журналист SmolNarod. Через портал Госуслуг пришло уведомление о возбуждении исполнительного производства. Взыскатель – Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области. Все бы ничего, но никаких долгов у журналиста не было. Спойлер: вскоре выяснилось, что в аналогичную ситуацию попал далеко не один человек, но обо всем по порядку.

«Стандартная ситуация»

«Письмо счастья» поступило нашему сотруднику днем пятницы, 16 февраля. По заявленной к взысканию сумме журналист догадался, что речь идет о долге, который достался ему при покупке квартиры «в подарок» от прежних владельцев и который был давным-давно погашен.

Благо, казалось тогда, к уведомлению были прикреплены ФИО судебного пристава – Ольга Юрьевна Лёксина – и телефонный номер для связи. Но, увы, попытки дозвониться до «возбудительницы» исполнительного производства не увенчались успехом ни с первой, ни со второй попытки. К одиннадцатому набору номера размеренные гудки стали походить на звуковую пытку. Но, как оказалось, проблема коснулась не одного отдельно взятого представителя СМИ. В редакцию начали звонить смоляне, оказавшиеся в похожей ситуации. Тогда мы и обратились за разъяснениями в пресс-службу УФССП по Смоленской области. В ответ представитель ведомства Алена Егорова сообщила следующее:

«В настоящее время в рамках взыскания задолженности представители организаций жилищно-коммунального хозяйства предъявляют в суд исковые заявления в упрощенной форме в порядке приказного судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные документы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в службу судебных приставов в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

При отсутствии задолженности должник по исполнительному производству самостоятельно обращается в судебный орган, выдавший исполнительный документ, для отмены судебного приказа по различным основаниям, либо предъявляет документ, подтверждающий оплату задолженности, либо взыскатель сообщает судебному приставу-исполнителю о погашении задолженности.

Действия судебного пристава-исполнителя, его постановления могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 №229- ФЗ «Об исполнительном производстве»».

Как пояснила пресс-секретарь в ходе телефонного разговора, случившееся с журналистом и некоторыми нашими читателями – вполне себе стандартная история. На вопрос, как разрешить созданную руками пристава проблему, собеседница ответила, что необходимо съездить в фонд капремонта, получить выписку об отсутствии задолженностей, а затем привезти ее в УФССП. Разумеется, сделать все это необходимо в рабочее время.

Примечательно, что в процессе общения представитель регионального УФССП перекинулась парой слов с самой Ольгой Лёксиной. По окончании беседы мы сделали «контрольный» звонок приставу, который явно находился на рабочем месте, – в ответ уже привычные бесконечные гудки.

«Испытано на себе»

Конечно, прежде чем раздавать советы смолянам, мы пошли путём, который предложили приставы, чтобы аргументированно заявить: «Испытано на себе». Понедельник оказался днем чистого концентрированного абсурда. Конечно, можно было попытаться выполнить все необходимые действия онлайн, но к моменту получения на электронную почту одной только выписки (до 10 дней) истекут 5 суток, которые заявлены как время для добровольного исполнения требования пристава. Впоследствии сумма долга будет списана или арестована, также «прилетит» исполнительский сбор – «от 1 000 рублей». Возвращать все эти средства потом – то еще приключение. Поэтому наш «подопытный» журналист смиренно отправился в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области.

Приветливые сотрудники учреждения выдали необходимую справку в течение 15 минут. Удивило лишь одно: в графе «исполнительный сбор» значилось пространное «нет сведений». Сперва журналист не предал этому должного значения, а зря. Впрочем, в тот момент невольного исследователя бюрократического бурелома больше занимала беседа с работниками фонда капремонта.

В частности, сразу трое сотрудников настаивали на том, что вовсе не они отправили приставам документы для возбуждения исполнительного производства. Наоборот – инициатива исходила от самих приставов, которые, по словам представителей фонда, сперва должны были убедиться в наличии долга, сделав соответствующий запрос, прежде чем «возбуждаться». Промежуточный этап по неизвестной причине был пропущен. На вопрос, как часто случаются подобные «промахи», любезная работница уклончиво ответила: «Бывает». Периодичность этого «бывает» – по несколько раз в неделю.

Следующей остановкой стало областное управление ФССП. На входе в ведомство охранник, показавшийся сперва любезным, направил журналиста в очередь на прием. Чтобы доказать, что пристав пытается взыскать долг, которого не существует, пришлось прождать без малого час. Однако пролетел он быстро – из-за развернувшейся на глазах «маленькой человеческой трагедии».

Пожилая женщина в компании дочери пришли к приставу, представлявшему Промышленное районное отделение. Что именно обсуждалось, было слышно плохо, но судебный пристав откровенно повышал голос на бабушку. Доказать что-либо мужчине плакавшей пенсионерке никак не удавалось. В разговор куда более уверенно вмешалась ее дочь, но конструктивного диалога все равно не вышло. А когда женщины спросили у охранника, есть ли в ведомстве что-то вроде книги жалоб, им заявили, что выразить свое недовольство никак нельзя, а если очень хочется, то нужно было приносить с собой для этого лист бумаги.

В это противостояние вмешался наш сотрудник, который предложил обнародовать жалобы женщин – те согласились. Как оказалось, долг за капремонт в размере двух тысяч рублей был не у самой пенсионерки или ее спутницы, а у второй дочери, которая находится в другом городе и не может приехать в Смоленск. Девушка расплатилась еще в августе 2023-го. Увы, этот факт никого не волновал, и спустя полгода приставы заблокировали сразу три карты «должницы».

В результате смолянка оказалась в сотнях километров от родных без средств к существованию. Решить проблему самостоятельно ей не удалось – попытки дозвониться до пристава Шаповаловой ни к чему не приводили, получилось связаться с ведомством только через горячую линию. После телефонной беседы девушка прислала представителю ведомства справку об отсутствии задолженности и попросила снять арест с ее счетов. Но не тут-то было.

Тогда смолянка обратилась за помощью к матери и сестре, чтобы те очно расставили все точки над i. В понедельник женщины проделали тот же маршрут, что и наш журналист. Однако в «пункте назначения» – УФССП – случился тот самый скандал.

«Мы показали приставу выписку об отсутствии долга и квитанцию об оплате госпошлины. А он отправлял нас назад в фонд капремонта, чтобы мы там (!) взяли выписку еще и об уплате этой госпошлины и привезли ее сюда – чека ему было почему-то недостаточно. Так разговор и перешел на повышенные тона, – рассказала журналисту сестра «должницы» Наталья. – Я пыталась спросить, почему так происходит. Неужели по квитанции не видно, что все оплачено? Зачем гонять нас через весь город из-за 200 рублей, внесение которых подтверждается чеком? Зачем блокировать сразу все карты человека, у которого даже долга нет?»

В этот поток вопросов вклинилась другая сотрудница ведомства, которая заявила буквально следующее: «Сколько посчитаем нужным, столько и будем карт блокировать». Эта фраза особенно сильно задела женщин.

В результате матери и дочери пришлось повторно съездить в фонд. По словам Натальи, даже сотрудники учреждения удивились такому запросу и поведению судебного пристава в целом.

Впоследствии поводов удивляться приставы нам дали еще больше.

«Достань меня, если сможешь»

Визит журналиста в УФССП прошел куда более мирно. Чтобы избавиться от рукотворной головной боли, было решено повторно оплатить пошлину – прямо на глазах у пристава, а потому подвоха уже никто не ждал. Однако этим же днем на Госуслуги посыпались уведомления об аресте счетов. Новые попытки связаться с госпожой Лёксиной по прикрепленному номеру также оказались тщетными – разговаривать с «простыми смертными» никто желанием не горел.

После 17 неотвеченных звонков мы вновь обратились к пресс-секретарю ведомства, которая заверила, что сейчас со всем разберется. Действительно, вскоре на те же Госуслуги обрушилась новая лавина оповещений – теперь о снятии арестов. Казалось бы, теперь-то уже странная история точно завершена. Увы, ключевым словом было «казалось».

Вечером четверга, 22 февраля, аккурат перед трехдневными выходными, телефон журналиста взорвался от уведомлений – вновь арест счетов. Пытаться связаться после 18 часов с приставом, который не соизволил ни разу ответить на звонок даже в рабочее время, разумеется, было провальной затеей. А потому все, что оставалось — это рассказать об очередном сюрпризе официальному представителю УФССП и… ждать понедельника.

Спустя три дня, 26 февраля, мы в очередной раз «сели на телефон» – еще 13 звонков, и все впустую. Благо, к обеду «прилетело» уведомление о снятии арестов. Прекращено же исполнительное производство было только 28 февраля.

«Недопонимание должников»

Мы обратились за комментарием о сложившейся ситуации в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области с тремя вопросами:

  • Какое учреждение инициирует процесс: Фонд или региональное УФССП?
  • С чем связана волна повторных взысканий погашенных ранее долгов?
  • Как много выписок об отсутствии долгов было выдано Фондом в 2023 году, а также за январь-февраль 2024 года?

Насколько исчерпывающим оказался ответ – судить читателям.

В завершение приведем одну любопытную цифру, предоставленную пресс-службой УФССП России по Смоленской области, 1 253 заявления об оспаривании постановлений должностных лиц ведомства принято судами к рассмотрению только за 2023 год.

SmolNarod.ru