Особенно ярко эта тенденция прослеживается по одной из сетей АЗС
Жители России и, в частности, Смоленской области жалуются на повышение стоимости бензина. Насколько серьезным оказался рост прайса на топливо с начала 2023 года, выяснял SmolNarod.
Мы проанализировали динамику стоимости АИ-92, АИ-95 и ДТ с начала года на двух популярных заправках региона — «Роснефть» и «Газпромнефть». Сразу оговоримся: в зависимости от местонахождения той или иной автозаправочной станции цены на топливо даже в одной сети АЗС могут существенно отличаться. Так, например, в настоящее время «Газпромнефть» на Краснинском шоссе предлагает смолянам 92-й по 59,90 за литр, 95-й по 67,90, а ДТ по 69,90. Тем временем на улице Маршала Еременко заправиться на той же «Газпромнефти» можно за 50,60 рубля/литр, 54,40 рубля/литр и 60,20 рубля/литр соответственно. А потому — во избежание путаницы — за мерило возьмем следующие автозаправочные станции:
- «Роснефть» по адресу Смоленск, проспект Гагарина;
- «Газпромнефть» по адресу Смоленск, Краснинское шоссе, 6а.
Данные с начала января 2023 года позволяют сделать неутешительные выводы.
Цены на топливо держались на одном уровне до конца апреля. Заметное исключение было лишь одно – подорожание дизельного топлива в сети «Роснефть» в марте почти на три рубля за литр. Впрочем, в течение месяца ценник вернулся к зимним показателям.
Перманентный рост расценок начался в мае. Так, например, на АЗС «Газпромнефть» прайс повысился в пределах двух с половиной рублей.
В период с июня по август с каждым месяцем цены в обеих сетях АЗС увеличивались на один-четыре рубля/литр по каждому виду топлива. Особенно заметными были скачки в расценках на «Газпромнефти».
В сентябре произошел настоящий взлет цен, причем «Газпромнефть» прямо-таки «ушла в отрыв». Ниже приводим данные о расценках на обеих АЗС по состоянию на середину августа и середину сентября 2023 года.
Ожидаемо заметным оказался скачок и в сравнении с данными от середины сентября 2022 года. Отметим, что тогда цены были примерно на том же уровне, что и в период с января по май 2023-го. То есть и за прошедший год, и за последние девять месяцев увеличение расценок аналогичное.
Таким образом, за год на АЗС «Роснефть» цена АИ-92 выросла на 5,3%, АИ-95 – на 5,31%, а ДТ – на 14,94%. Тем временем на «Газпромнефти» цена АИ-92 увеличилась на 26,91%, АИ-95 – на 31,33%, ДТ – на 20,93%.
Ранее Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области публиковало еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты. Обнародовать итоги исследований ведомство прекратило 30 марта. Получить оперативный комментарий о сложившейся ситуации в региональном УФАС нам не удалось.
Отметим, в целом по России наблюдается аналогичная тенденция. Рост цен на топливо обгоняет инфляцию, при этом предпосылок для снижения расценок нет. Рассчитывать можно в лучшем случае на прекращение подорожания бензина, тогда как дизель в ближайшее время начнет бить по карману еще сильнее из-за перехода на зимние – более дорогие – сорта.
С 1 сентября на российском топливном рынке произошли изменения. Нормативы продаж бензина и дизеля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли на 1%, что должно положительно сказаться на ценах. При этом в тот же день в силу вступил закон о 50-процентном сокращении выплат топливным компаниям по демпферу (бюджетные дотации нефтяникам в период, когда цены на топливо на внешних рынках выше, чем на внутреннем). Это, в свою очередь, может снизить желание компаний продавать нефтепродукты в России, а не вывозить их на продажу за границу.
Варианты увеличения предложения топлива на внутрироссийском рынке и снижения давления на цены сейчас обсуждаются в правительстве. Федеральные власти рассматривают различные варианты, но все они сводятся к ограничению экспорта топлива: через лицензирование экспорта, увеличение пошлины, составление списка экспортеров, а также через прямой запрет экспорта для компаний, не производящих нефтепродукты.
Кроме того, на деликатное положение на внутреннем топливном рынке прозрачно намекают инициативы депутатов Госдумы от ЛДПР и «Справедливой России — За правду». Парламентарии обеих фракций внесли законопроекты, согласно которым правительство РФ временно получит право устанавливать предельно допустимые розничные цены на бензин и дизель.
Насколько действенными окажутся все эти меры, покажет время. А пока задача следить, чтобы цены на нефтепродукты не росли, возложена на Федеральную антимонопольную службу.