В Смоленске обсуждают, как снизить число «пьяных» ДТП

В Смоленске представили обучающий модуль о вреде вождения в нетрезвом состоянии. Теперь в процессе подготовки кадров смоленские автошколы будут использовать специальные очки.

(Опубликовано в «Смоленской народной газете» 28 февраля; авторский вариант)

***
— Казалось бы, о том, что за рулем нельзя пить, знают все. Что если поймают, то накажут, тоже общеизвестно. Именно поэтому разговор об алкоголе и его влиянии на организм человека, о рисках вождения в нетрезвом виде, об ответственности и правоприменительных действиях дорожной полиции на курсах обучения водителей не ведется, или ведется поверхностно. Парадоксально, но это так, – говорит Маргарита Плотникова, координатор международного проекта «Автотрезвость» (о нем «Смоленская народная газета» писала 6 февраля) под эгидой ICAP* — Постепенно ситуацию необходимо менять: нести профилактические знания, полученные на основе научных исследований и зарубежных практик сначала в автошколы, затем в вузы, общеобразовательные учебные заведения, детям младшего возраста и, конечно, широким массам населения посредством СМИ.

Плотникова

Первоначально в проекте участвуют три субъекта России, в том числе Смоленская область. От нашего региона заявлены 10 автошкол разных форм собственности и организации (частные школы, школы при государственных образовательных учреждениях, а также школы находящиеся в системе ДОСААФ, Всероссийского общества автомобилистов и другие) из Смоленска, Сафонова, Рославля, Вязьмы, Демидова.

Пьяные очки (9)

В настоящее время проект вышел на кульминационную фазу: преподавателям и руководителям автошкол представили обучающий модуль по профилактике вождения в нетрезвом состоянии (ВНС) для начинающих водителей. Ведущим семинара выступил Сергей Моисеев, директор столичного центра «Актив-Безопасность», специализированного на повышении квалификации профессиональных водителей.

Пьяные очки (7)

***

Доля аварий с летальным исходом, которые были связаны с ВНС, колеблется в зависимости от стран и оценивается в размере от одной трети до двух третей. Всемирной организацией здравоохранения ВНС признано одной из четырех главных причин (наряду с превышением скорости, непристегнутым ремнем и ездой на вело и мото без защитного шлема), почему люди попадают в ДТП.

Как определить нетрезвое вождение, ведь нынче правила допускают некое содержание паров алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе (ранее говорили о долях промилле алкоголя в крови)? Является ли вождение автомобиля в допороговом состоянии опьянения безопасным? Как алкоголь действует на человека? И т. д. и т. п.

…Рисков на дороге много. Ехал, ехал, все было хорошо, а потом раз – и ДТП. Как так получается? Иногда виноваты другие. Иногда темная, скользкая, неровная дорога. Иногда собственная усталость, попадание не в тот биоритм. Однако мы как-то умудряемся ездить в основном безопасно. Как? Ответ прост: человек умеет адаптироваться к ситуации, адекватно оценить ее и соответствующе приспособиться. Например, изменить направление движения, сбросить скорость, посигналить другим водителям или пешеходам… Адаптироваться надо как можно раньше, только-только беда начинает зарождаться. И тогда есть время что-то изменить, принять верное решение.

И вот вся штука в том, что у трезвого и внимательного водителя есть это время, а у не трезвого и, соответственно, не внимательного, этого времени нет. При том что пьяный, как правило, склонен недооценивать опасность и переоценивать собственные силы, а реакции его заторможены. Момент оказывается фатально упущен… Такова главная мысль семинара.

***

Тем не менее, согласно КоАП, наказание предусмотрено лишь при «наличии [у водителя] абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха» (Ст. 12.8). Иными словами, это эквивалент 0,3 промилле этанола в крови.

Интересно, что в других странах этот порог еще выше. В США – 0,8 промилле (за исключением начинающих водителей и дальнобойщиков – у тех нулевой порог); тот же порог в Великобритании. Ниже половины промилле не наказывается во Франции, Германии, Финляндии, Австрии и др. В соседней Белоруссии – 0,4 промилле, а вот на Украине и в Японии, как недавно у нас, допустим лишь абсолютный ноль.

Однако и 0,5 промилле, и 0,3 промилле и 0,2 – увы, всякий уровень алкоголя в крови влияет на вождение. И здесь не надо иллюзий. На вопрос, сколько можно выпить, чтобы потом можно было безопасно сесть за руль, ответ может быть только один: «Нисколько!»

А если речь идет не о «перед тем», а о «потом»? По-русски говоря, когда имеет место «выхлоп» после вчерашнего. Здесь также все жестко – даже если алкотестер показывает нижепороговые величины и даже нули, реакция водителя все равно не та, что у трезвого человека. Это также надо знать.

***

Кульминацией семинара стала демонстрация несложного прибора – «пьяных» очков. Надеваешь – и все, окружающий мир начинает меняться. Пройти по прямой линии становится трудно, очень трудно. Попасть мячиком в стоящее рядом ведро – почти невозможно. Самое страшное, что мозг при этом работает нормально, но мысль одна: «Боже, что это со мной!». Боже мог бы ответить: это, человече, и есть состояние твоего опьянения. Просто когда выпьешь, ты его не способен осознать.

— Причем это состояние опьянения не сильного, — поясняет Сергей Моисеев. – Примерно как после обычного корпоратива. Или после такой вечеринки, когда на следующее утро можно вспомнить о происходящем накануне. А вот другие очки, имитирующие состояние опьянения до беспамятства.

Пьяные очки (4)

В других очках отдельные элементы мира начинают конкретно двоиться, пространство явно искривляется, координация собственных движений отсутствует напрочь!

После подобных экзерсисов не просто понимаешь, а чувствуешь, что выпив рюмку за руль ни-ни. Кстати, в конце семинара комплекты очков были переданы смоленским автошколам.

***

В завершении семинара координатор проекта Маргарита Плотникова сообщила участникам о положении дел с ВНС в Смоленской области. По данным управления ГИБДД ежедневно регистрируется от 7 до 14 случаев вождения в нетрезвом состоянии. Иначе говоря, пьяных водителей ловят каждый 1,5 часа. Причем ловят активно. Регион предпринял эксперимент с тотальными проверками водителей на алкоголь. Такие акции уже прошли 15 и 21 января, 14 февраля 2014 года. Госавтоинспекция намерена проводить их и дальше. Сотрудники ведомства призывают смолян с пониманием отнестись к подобным мероприятиям, потому что их цель не прищучить безответственных водителей, а сохранить жизнь участникам движения, пусть путем жестких мер. Более того, в ГИБДД призывают жителей сигнализировать о случаях, когда нетрезвый человек собирается сесть, садится за руль – увидели такое, звоните по телефону (4812) 418-817. Это не донос, это борьба за безопасность на дорогах Смоленщины!

Павел Филиппов. Фото: Павел Филиппов

* ICAP – International Center for Alcohol Policies – Международный центр алкогольной политики – некоммерческая организация, основанная в 1995 году. ICAP представляет роль и значение алкоголя в обществе и способствует снижению вредного использования алкоголя в мире. ICAP признан Экономическим и Социальным Советом ООН как негосударственная организация с особым консультативным статусом.

К СВЕДЕНИЮ. В России в 2013 году количество погибших в ДТП с ВНС составило 2314 человек – в их числе и водители, и пассажиры, и пешеходы. Травмированных «благодаря» нетрезвым водителям насчитывается 19385 человек. Надо понимать, что последствия некоторых травм через какое-то время не будут сказываться на работоспособности организма, а другие повреждения останутся на всю жизнь. Количество раненых и травмированных по сравнению с прошлым годом возросло на 10 и 13,8 процента соответственно.

SmolNarod.ru