В Смоленской области проявили обеспокоенность поведением ночных гонщиков. К начальнику УМВД по Смоленской области с просьбой применять к лихачам-мотоциклистам меры административного воздействия обратился губернатор Алексей Островский. Официального комментария от ГИБДД мы пока не получили. Есть ли у проблемы решение?
«Отмороженных лихачей в Смоленске не больше десятка, им всем лет под сорок, — рассказал нам один из представителей смоленских мотоклубов. – А всего в регионе ездят на мотоциклах не меньше полутысячи. Это наша, неофициальная статистика. Есть ещё малолетки, которые хотят кому-то что-то доказать. Хорошо, если молодёжь приходит в клубы, но плохо заканчивается, когда они прилипают к «безбашенным» лихачам».
Ночные гонщики любят разъезжать по улицам Николаева, Кирова, Рыленкова, появляются у «Макси». Есть ещё те, кто использует Гнёздовские курганы как трамплины. Их имена известны, но пока мер не принято. Можно ли решить проблему? Несколько лет подряд перед началом сезона Смоленское УГИБДД проводило встречи с байкерами. На профилактические беседы обычно приходили те, кому, по большому счёту, это не надо: взрослые люди, которые доказали себе всё, что хотели доказать. Живут романтикой большой дороги, общаются с коллегами по цеху, соблюдают правила и законы, не ищут приключений. Эти байкеры обеспокоены тем, что сейчас могут попасть «под раздачу». Особенно, если смоленская полиция начнёт закручивать гайки.
Как применять меры административного воздействия к мотолихачам? Первое, за что можно задержать – превышение скорости. В черте города нарушители разгоняются под сотню километров в час. Но видеокамеры расположены так, что не всегда смогут увидеть номер нарушителя. На мотоциклах он обычно сзади. Устраивать погоню за лихачом? Экипаж ДПС вряд ли сможет угнаться за мотоциклом. По крайней мере, профессионалы мотоспорта оценивают шансы не в пользу полиции на автомобилях. Дело здесь не только в скорости, но и в маневренности.
В столичном регионе создали отдельное подразделение, пересадили часть сотрудников на мотоциклы. В других областях России эта инициатива не зашла: начались аварии, в которых виновниками стали сами полицейские. Сесть на мотоцикл и научиться на нём ездить – разные вещи, объясняют специалисты. В Москве дорожную полицию обучают обращению с «железными конями» не меньше полугода. Тренировки ведут профессиональные спортсмены. В программе есть и контраварийная езда, и скоростная, и элементы трюков, и маневрирование в сложной ситуации. Такой же подход в Беларуси: витебские гаишники, например, регулярно выезжают на тренировки в Минск. После появления профессионально подготовленного мотобата лихачей на улицах Витебска стало меньше. Убегать бессмысленно — всё равно догонят, и лишиться «железного коня» за нарушение можно запросто.
Есть ещё один аспект. Условно назовём его воспитательным. Здесь как нигде нужна чёткая и внятная позиция самой власти. О чём идёт речь? Вот, например, есть мотопробег «Дороги Победы». Его администрация согласовала, байкеры проехали колонной, ну, отлично. Все довольны. А на открытие-закрытие мотосезона та же власть и полиция дают «добро» со скрипом. Если дают вообще. Хотя именно в такой мотомассовке идёт общение и обучение молодых и неопытных. «У половины новичков голова быстро встаёт на место, — говорят наши собеседники. – Люди начинают серьёзно относиться как к самому мотоциклу, так и к правилам езды». Ну, и меры воспитательного воздействия внутри клубов, когда все перезнакомились и пообщались, в этом случае тоже нельзя сбрасывать со счетов.