SmolNarod публикует эксклюзивное интервью с Александром Комаровым – смоленским художником, живописцем и фотографом моды, сотрудничавшим с модельером Вячеславом Зайцевым
Заслуженный деятель искусств РСФСР и народный художник России Вячеслав Зайцев скончался 30 апреля. Модельер за свою плодотворную карьеру был награжден советским орденом «Знак Почета», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Также Зайцев стал первым советским модельером, который представил свою коллекцию на неделе высокой моды в Париже. В 1962 году французский журнал Paris Match опубликовал статью «Он диктует моду в Москве».
2 марта Вячеславу Зайцеву исполнилось 85 лет. С 2016 года он страдал от болезни Паркинсона, но модельер появлялся на мероприятиях — в шляпе, в солнцезащитных очках, с неизменной улыбкой. Зайцев представил показ своего дома моды Slava Zaitsev, открывавший первую Московскую неделю моды в сентябре 2022 года в «Зарядье».
О жизни и творчестве Вячеслава Зайцева журналисту SmolNarod рассказал смоленский художник, фотограф, член Союза художников России Александр Комаров, который много лет сотрудничал с известными дизайнерами России.
— Александр, расскажите о знакомстве с Вячеславом Зайцевым. Какое впечатление у Вас возникло при первой встрече с известным модельером?
— Вячеслав Михайлович уникальный человек. Мое знакомство с ним началось после того, как я отснял дипломную коллекцию нашего земляка и выпускника Школы моды Вячеслава Зайцева Алексея Михайлова. После того как мэтр ознакомился с дипломом моего коллеги, он пригласил меня фотографировать его коллекции.
При знакомстве с модельером я понял, что Вячеслав Михайлович очень добрый, светлый, доброжелательный и лучистый человек. А главное – такой наш родной, советский, без капли заносчивости и снобизма, несмотря на известность. Он произвел на меня приятное впечатление, которое останется со мной на всю жизнь и будет в моей памяти всегда.
Я рад, что смог прикоснуться к настоящей высокой моде. Во время первой съемки в его доме в деревне Каблуково меня поразил интерьер помещения: в комнатах и коридорах, а также на крыльце и балконах встречаются необычно одетые манекены, демонстрирующие творческие эксперименты мэтра с верхней одеждой, знаковые снимки и картины модельера.
— Какие яркие моменты в работе с Вячеславом Зайцевым Вам запомнились? Чему Вас научил мэтр и каким он был в работе и взаимодействии с коллегами и теми, кто любил его творчество?
Больше всего мне запомнилась съемка в Ботаническом саду на Проспекте мира в мае 2018 года во время цветения тюльпанов. Вячеслав Михайлович поручил отснять коллекцию мужских пиджаков с потрясающими красками и несколько женских моделей. Это красочное великолепие привлекло внимание москвичей и гостей города, которые находились рядом. Многие из них узнали Вячеслава Михайловича и просили у него автограф. Модельер не отказал своим поклонникам в просьбах, доброжелательно общался с ними, и мне приходилось маячить со стремянкой среди толпы во время съемки. В тот день было много приятных и ярких моментов.
Во время каждой съемки Зайцев заряжал коллег радостью и безграничным человеколюбием. Он очень любил людей. Конечно, я могу рассказать только про свой опыт общения с ним, но я это чувствовал.
— Важной частью творческого пути Вячеслава были живопись и поэзия. Какие веяния он привнес в классическое искусство?
— Я считаю необходимым отметить, что Вячеслав Михайлович был художником по образованию и в жизни. Когда мы с ним начали работать, он мне сказал: «Саша, живопись». А поскольку я тоже по образованию живописец, наше общение происходило, можно сказать, на интуитивном уровне. Дизайнер – это немного другое. На мой взгляд, это уточнение.
Вячеслав Михайлович знаменит не только как модельер, но и как художник по тканям и художник-график. У него огромное количество потрясающих орнаментов, импровизаций на русскую народную тему, которые маэстро сочетал с современной классикой. Эти величественные золотые, яркие и кричащие ткани, которые наполняют его коллекции, — это его произведение. В его Доме моды открыта галерея с его графическими работами.
Работать с Зайцевым было легко как с коллегой-художником. Мы понимали друг друга без слов. Мы оба знали, что результат нашей работы будет именно таким, каким мы его представляли, а подача формы, цвета, объема модели всегда будет выигрышной и правильной, одобренной взглядом художника.
Беседовала Яна Гамаюнова