Внесены изменения в рекламу медицинских услуг

Что это за изменения, разъясняют читателям народной газеты сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.

Согласно изменениям в части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», теперь с 1 января 2014 года реклама медицинских услуг (в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации), лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам, и медицинских изделий, для использования которых нужна специальная подготовка, допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций. Кроме того, реклама подобного рода может появляться в газетах и журналах, предназначенных специально для медицинских и фармацевтических работников. Простые граждане ее видеть не должны.

Это значит, что с экранов телевизоров и со страниц газет исчезнет рекламная информация о методах профилактики и лечения болезней, а также о препаратах, которые при этом применяются. Правда, если говорить о рекламе конкретных лекарств, запрет коснулся только тех, что продаются по рецепту. Объявления о лекарствах, которые можно купить без назначения врача, по-прежнему могут появляться в прессе и на телевидении.

С конкретными методами лечения тоже своя специфика. Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, между понятиями «медицинская услуга» и «медицинская деятельность» есть разница.

Согласно статье 2 ФЗ № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей, обращением донорской крови и ее компонентов в медицинских целях. А медицинская услуга — это медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Соответственно, запрет на рекламу услуг не означает невозможности рекламировать деятельность медицинского учреждения в целом. То есть, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае, если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации, например, стоматология, терапия, педиатрия.

«Объявление, в котором говорится, что стоматологическая клиника ждет своих пациентов по тому или иному адресу, не противоречит закону. Допустимо писать название организации, указывать на ее профиль деятельности, — рассказал народной газете свой человек в УФАС по Смоленской области. — О нарушении можно говорить лишь тогда, когда в рекламе появляется перечень конкретных услуг, оказываемых клиникой: протезирование, отбеливание, лечение кариеса и так далее. Также из рекламы должны исчезнуть все упоминания об УЗИ, МРТ, флюорографии, компьютерной томографии и других процедурах. Клиникам разрешается указывать лишь общий профиль деятельности: терапия, педиатрия и так далее. Чтобы узнать, какие именно процедуры предлагает тот или иной медицинский центр, придется звонить в регистратуру и расспрашивать сотрудников».

Целесообразность подобного нововведения вполне можно поставить под вопрос, но закон уже вступил в силу, значит, гражданам остается только запастись терпением и телефонными справочниками

Ася ВАСИЛЕВИЧ

По информации УФАС по Смоленской области и сайта novved.ru
фото с сайта novved.ru

SmolNarod.ru