«Мне нужен резонанс, и вы его получите»

20 января девушка, имеющая инвалидность умственного и психического развития, вместе с матерью пришла в книжный магазин «Кругозор» за покупкой. В какой-то момент девушка и мама оказались в разных отделах. Девушка с неоплаченной покупкой прошла через рамку «антивор», в магазине сработала сигнализация, в ситуацию вмешался охранник. Вскоре после этого произошел конфликт между мамой и бабушкой ребенка с одной стороны и персоналом «Кругозора» с другой. Родители обвиняют персонал магазина в грубом обращении с ребенком-инвалидом. Персонал убежден: рядовая ситуация была воспринята родителями неадекватно и использована для раздувания скандала. 

История о том, как девочку-инвалида обыскали и выдворили из книжного магазина на улицу чуть ли не без верхней одежды, вызвала общественный резонанс. Тем более, что авторы публикации провели параллель с другой историей, прогремевшей не так давно на всю Россию: младшая сестра известной российской топ-модели Натальи Водяновой столкнулась с дискриминацией в связи со своим здоровьем. В Смоленске свои претензии мать ребенка красноречиво изложила одному из смоленских изданий.

krugozor

Между тем, по какой-то непонятной причине, инициаторы скандала, привлекая лидеров общественного мнения на сторону осуждения, «забыли» поговорить с одной из сторон конфликта – персоналом книжного магазина. «Смоленская народная газета» побывала в «Кругозоре» и попыталась разобраться в ситуации.

Сотрудников охраны, работников магазина и его директора Надежду Кудашову мы застали в одном из подсобных помещений. Коллектив «Кругозора» стоял перед монитором и изучал записи камер видеонаблюдения, которые размещены во всех отделах магазина. Работники «Кругозора» были неприятно удивлены внезапным вниманием прессы и считают, что в данной истории имеет место попытка устроить скандал на ровном месте. «Я позвонила бабушке, они телефон оставили, извинилась, но она сказала: «Мне ваши извинения не нужны, мне нужен резонанс, и вы его получите». Я говорю: «Это ваше право». Я просто в шоке. В этом году будет 30 лет, как я директор этого магазина. Такого у меня еще не было», — с трудом скрывая эмоции, рассказывает Надежда Кудашова.

IMG_20160125_105658

Хронология событий, как следует из записи камер видеонаблюдения и разговора с персоналом, такова:

20 января, в 13:48, мама и девушка зашли в магазин, после чего направились в отдел детской литературы. Здесь, помимо книг, продаются различные развивающие игры. Мама с дочкой выбрали игру «Пазл», после чего мама передала коробку девочке в руки, а сама направилась в отдел деловой книги. Отделы хоть и расположены поблизости, но разделены тамбуром со входами в помещения, поэтому на входе в каждый отдел установлена своя сигнализация «антивор».

1

22

3

Спустя восемь минут девочка направилась к выходу из отдела, рамка распознала неоплаченный товар, зазвенела сигнализация. Охранник, дежуривший на выходе из отдела, задержал девушку, в руках которой была покупка, и начал выяснять, почему она направилась к выходу из магазина с неоплаченным товаром, попросив открыть сумку. В этот момент к ним подошел еще один охранник, который попросил девушку проследовать за ним. Второй охранник и девушка зашли в подсобное помещение, расположенное в другом крыле магазина, где продаются канцтовары.

4

4 - 1

5

6

7

О том, что происходило внутри подсобки, мы можем узнать из двух источников – либо у девушки-инвалида, либо у сотрудника. Этот разговор, вероятно, еще станет темой взаимных претензий обеих сторон конфликта. Тем более, что подтвердить или опровергнуть сказанное весьма непросто: камер видеонаблюдения в этом помещении нет.

По словам матери, ребенка унижали, досматривали, чуть ли не заставив расстегнуть куртку, записывали происходящее на видео. После чего охранник сказал ребенку выйти из магазина и больше никогда сюда не приходить. Свою точку зрения высказал сотрудник охраны, который непосредственно являлся участником этих событий: «Мы прошли в комнату, где наши сотрудники обычно обедают. Я посадил ее, сам стал рядом и начал расспрашивать, зачем она попыталась вынести из магазина неоплаченную покупку. На все вопросы она лишь кивала головой и молчала. Тогда я вывел ее к выходу, махнул рукой, указав на дверь, сказал: “Иди”». Со слов охранника, девочке никто не угрожал, не унижал ее и не заставлял ее раздеться. Девушка сама сняла шапку, видимо, потому что ей стало жарко.

IMG_20160125_104719

Примерно в 14:00 девушка вновь попадает в объектив камеры видеонаблюдения. Поскольку камеры магазина канцтоваров и книжного подключены к разным системам, время на них не синхронизировано. Как пояснили нам охранники, разница – около двух минут. Следовательно, «допрос с пристрастием», о котором рассказывают родственники девушки, длился одну – две минуты. На кадрах видно, что шапку девушка держит в руках, одежда полностью застегнута.

8

Ребенок вышел на улицу. Вскоре мать спохватилась, начала искать девушку и, обнаружив дочь на улице, вернулась в зал, чтобы выяснить отношения с персоналом «Кругозора».

Рассказывает охранник, задержавший девушку у рамки «антивора»: «Я стоял в зале, в отделе техники и “художки”, вошла мать с ребенком и сразу задала ребенку вопрос: «Он тебя останавливал и шмонал?» Я говорю: «Женщина, в чем вопрос?» Она еще раз повторила вопрос девочке. Я сказал: «Слушайте, я ребенка не шмонал, остановил за рамкой и спросил чек, сказал, что так нельзя делать. Вы же знаете, сколько у нас воровства». Она: «А вы не могли спросить, где мама?» Я говорю: «Поймите, у нас дети ходят по 11 – 12 лет без родителей. Я откуда знал, что она с матерью? Если бы она мне сказала, даже указала, что мама в другом зале, я бы без вопросов сразу же к ней обратился. А так я не знаю, где она, в канцтоварах, может, на улице, а может, ее вообще здесь нет». Я ей так и ответил, но она все равно начала на эмоциях – я, мол, этого так не оставлю. Она говорит: «Как вы могли не увидеть, что она больная». Но послушайте, да бог ей здоровья, я не могу на вид определить, что она больная. На вид — здоровая девочка. Женщина настояла на том, чтобы вызвать полицию. Она говорила на повышенных тонах. Я ей говорю: «Вы же сами травмируете ребенка своим криком». Потом пришла бабушка, сказала, что она опекун этой девочки, к тому времени уже приехала полиция».

IMG_20160125_104743

«Случаи краж мы фиксируем примерно раз в месяц, хотя сигнализация у нас срабатывает гораздо чаще, — рассказывает администратор торгового зала. — Иногда срабатывает на входе. У людей в вещах, в одежде могут быть чипы. Мы их размагничиваем, снимаем защиту, чтобы детектор не срабатывал. Когда срабатывает противокражная система, любой сотрудник вправе остановить и спросить, что происходит, выяснить ситуацию. Все это происходит добровольно. Если посетитель отказывается по каким-либо причинам, необходимо вызвать сотрудников полиции и произвести досмотр. Мы действуем только добровольно, т.е. человек вправе отказаться. Но обычно люди показывают свои вещи. Мы проводим визуальный осмотр, и на этом инцидент заканчивается. Пока таких конфликтов, чтобы нам пришлось вызывать полицию, у нас не было. Если не брать в расчет единичные случаи, когда люди приходили в состоянии алкогольного опьянения».

История, произошедшая в «Кругозоре», была бы не полной без точки зрения полиции. «Поступило сообщение от охранников магазина о том, что в магазине похитили товар, однако охранники написать заявление отказались. По приезду сотрудников полиции стороны в конфликте разобрались. Проведена беседа, признаки состава преступления по статье 158 отсутствуют. В возбуждении уголовного дела отказано. Все взаимные претензии сторон конфликта, о которых идет речь в публикациях, в протоколе не отражены», — пояснила «Смоленской народной газете» руководитель пресс-службы УМВД России по Смоленской области Наталья Гуреева.

Максим ЗАХАРОВ

SmolNarod.ru