В то время, как власти рапортуют о необходимости избавляться от вторых и третьих смен в школах, в стране идёт постоянное сокращение числа самих школ. Это происходит на фоне роста количества учащихся. Разбираемся с образованием в России.
Даёшь четвёртую смену?
Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68 804) до 2010 года (50 793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается.
Если в 2013/2014 учебном году школ было 45 149, то в 2018 их стало меньше почти на 3 тысячи. Речь идет о всех типах школ — начальных, средних, неполных средних общеобразовательных школах, а также частных.
По данным Росстата, в сравнении с 2018 годом в 2019 году количество школ сократилось с 41 349 до 40 823. При том, что число школьников за год выросло с 16 137 300 до 16 565 600 человек. Для сравнения, в 2013/2014 году на 45 149 школ приходилось 13 877 400 учеников.
Сокращение количества школ при увеличении в них числа учащихся привело к тому, что дети учатся в две, а в некоторых школах — и в три смены. Так, на начало 2019/2020 учебного года во вторую и третью смены по программам начального общего образования (1-4 классы) занималось 17,8% обучающихся (на начало 2018/2019 — 17,4%), по программам основного общего образования (5-9 классы) — 11,2% (10,7%), по программам среднего общего образования (10-11 классы) — 0,7% (0,7%).
Мы решили узнать у эксперта, влияет ли сокращение количества школ и увеличение числа учеников на сменность в школах на примере Смоленской области.
Сокращаются школы сельские, поэтому никакого влияния на сменность это не оказывает. Проблема со второй сменой остаётся в Смоленске, Рославле, Вязьме, Гагарине, Сафонове и Смоленском районе. Во всех остальных районах региона школы работают в одну смену. Поэтому здесь всё логично.
Напомним, в Смоленской области свои двери в новом учебном году распахнут 347 школ. В рамках реализации национального проекта «Образование» завершается строительство пристройки к 33-й школе на 575 мест. Также в этом году начнётся строительство школы в Соловьиной роще на 1100 мест, что будет способствовать переходу общеобразовательных организаций города на односменный режим работы.
Число «Эллочек-Людоедок» растёт?
Динамика вузов также противоречива. Так, например, если 20 лет назад их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965 учебных заведения высшего образования, то уже на начало 2018/2019 года их стало 741. За прошлый учебный год количество вузов в стране уменьшилось с 741 до 724. Соответственно, число студентов вузов также сократилось. Это приводит к тому, что в России становится всё меньше людей с высшим образованием.
Число профессиональных лицеев, техникумов и колледжей также сокращается, но число студентов в них растёт. Если в 2018 году на среднее профобразование приходилось 3 659 учреждений, то уже в 2019 году их стало 3 642. Если в 2018 году в ПТУ и лицеях учились 542 100 учащихся, а в колледжах и лицеях 2 464 300 студентов, то в 2019 году их стало 543 400 и 2 576 200, соответственно. Это говорит о том, что россияне стали охотнее получать рабочие специальности.
Кстати, численность принятых в 2019 году на обучение по программам бакалавриата и специалитета составила 902 600 человек, что на 825 человек меньше 2018 года. В то же время на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена принято на 6,3% больше. Кроме того, по сравнению с 2018 годом на 7% сократилась численность желающих продолжить образование по программам магистратуры (226 800 человек против 244 500 человек в 2018 году).
Росстат поясняет уменьшение числа вузов и студентов в них тем, что в прошлом году было сокращение на 3,8% численности населения в возрасте 18-25 лет. Но как же тогда объяснить рост числа студентов колледжей, лицеев, техникумов?
Количество детей в школах Смоленской области на протяжении последних пяти лет увеличивается на 500-700 человек и дошло до 85 000. Около 35-40 тысяч обучаются в колледжах. Выпуск с девятого класса составляет 8-9 тысяч человек. В 10-11 классы идут только около 3,5-4 тысяч человек. И не все они после окончания школы идут в вузы, часть всё же отправляется в техникумы и колледжи. Количество детей в колледжах растёт потому что становятся более востребованы профессии среднего профессионального образования. А абитуриентов в вузы, действительно, идёт меньше. Но это связано с тем, что часть выпускников школ идёт в колледжи, а некоторые, поступив в вуз, всё равно уходят получать среднее профессиональное образование. К сожалению, постепенно подготовка в вузах качественно снижается, — пояснил наш эксперт.
Почему закрывают вузы в Смоленске, читайте в нашем развёрнутом материале.
Мы решили спросить мнение руководителя смоленского филиала института деловой карьеры Леонида Соловьёва о причинах сокращения вузов.
— Филиалы государственных вузов просто не выдерживают критерии тех требований, которые предъявляются к государственным вузам: по профессорско-преподавательскому составу, качеству обучения, научной деятельности, методам преподавания. Также есть и финансовые моменты. Зачастую вузы арендуют здания. Здесь, на самом деле, много причин сокращения вузов в стране, — прокомментировал Леонид Соловьёв.
Вряд ли можно сделать какой-либо точный долгосрочный прогноз развития образовательной системы нашей страны. Но пока многие говорят о процессе постепенной деградации образовательной сферы в России. Хотя наш эксперт придерживается иного мнения.
Я не согласен с тем, что население России деградирует. Просто профессии среднего профессионального образования в нашей стране сейчас более востребованы и более оплачиваемы. Зачастую при выборе, например, выпускника СмолГУ или педколледжа, в тех же школах отдают предпочтение второму. В колледже выше квалификация. Поэтому школьники и отдают предпочтение именно колледжам, а не вузам.
Кто вырастет при действующей образовательной политике в нашей стране покажет время. Ну а нам остаётся только надеяться, что это будут Ломоносовы, а не Эллочки-Людоедки.
Фото: кадр фильма «12 стульев», youtube.com