Янина Казённова: «Мы придумали шикарный формат коллаборации музыки и живописи»

Директор Смоленской филармонии рассказала подробности проведения 65-го Всероссийского музыкального фестиваля имени Глинки

26 мая в Смоленске стартовал 65-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени Михаила Глинки. Одно из старейших и известных музыкальных событий в России продлится до 4 июня. За десять дней на нескольких площадках выступят выдающиеся исполнители классической музыки. Они соберут не менее десяти тысяч слушателей. Директор Смоленской областной филармонии Янина Казённова рассказала журналисту SmolNarod об особенностях подготовки и проведения фестиваля в 2023 году.

 Янина Евгеньевна, в этом году фестиваль – юбилейный. Чем будете удивлять?

– Мы поставили перед собой цель сделать юбилейный фестиваль настоящим подарком для всех его участников, большим и незабываемым праздником музыки. Составляя программу, мы, в первую очередь, приглашали те коллективы, которые уже с уверенностью можем назвать своими друзьями. Некоторые из них с нами все эти долгие 65 лет! Разумеется, у них в Смоленске уже много поклонников, и, не сомневаюсь, они будут очень рады новым встречам.

Какие это коллективы?

– Например, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, ансамбль народного танца имени Моисеева, маэстро Юрий Башмет с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», академическая хоровая капелла имени Юрлова. Кстати, капелла выступала у нас еще тогда, когда сам Александр Александрович Юрлов ею дирижировал, и, соответственно, она еще не носила его имени. Для нас большая честь, что все эти коллективы и исполнители смогли составить свои графики таким образом, чтобы выступить в Смоленске.

Янина Казённова: «Мы придумали шикарный формат коллаборации музыки и живописи»

Кстати, о графиках. Сколько недель или месяцев длится подготовка к фестивалю?

– Вы знаете, не успевает закончиться один фестиваль, как мы уже приступаем к подготовке следующего. У многих знаменитостей графики по-настоящему сумасшедшие, расписаны на много лет вперед. Например, 31 мая в большом зале филармонии состоится концерт пианистов-виртуозов Петра Аверина и Елены Дроздовой. Они принимали участие в фестивале год назад и уже тогда мы сразу договорились, что они приедут и в этом году. И даже сразу выбрали произведение, которое они выучат специально для нашего фестиваля и исполнят в Смоленске: четвертый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Я очень благодарна и им, и другим исполнителям, которые меняли свои планы, лишь бы только порадовать смолян своей музыкой.

А есть ли какая-то изюминка у юбилейного фестиваля? То, чего не было в прошлые годы?

– Да! Мы придумали великолепный формат коллаборации музыки и живописи. В этом году мы вместе с региональным отделением союза художников России реализовали очень интересный проект: они написали около ста живописных работ, посвященных жизни нашей филармонии. Мы открываем три выставки картин: в филармонии, Драматическом театре и КВЦ имени Тенишевых. Особенность каждой из них – они звучащие! Под каждым из полотен есть QR-код, считав который, посетитель сможет услышать музыку, которая лучше всего подходит к тому или иному изображению. Такого в Смоленске еще не было.

Обычно церемонии открытия и закрытия – самые яркие события любого фестиваля. Что вы подготовили для смолян на этот раз?

– Я не соглашусь, что самыми запоминающимися событиями станут именно открытие и закрытие. В этом году у нас нет ни одного проходного мероприятия, ни одного слабого места. Каждый концерт – жемчужина, каждый абсолютно уникален, неповторим, достоин внимания зрителей. Но да, конечно, открытие и закрытие мы подготовили особенные. Так, в первый день фестиваля на сцене драматического театра состоялся концерт Большого симфонического оркестра. Солист – скрипач Даниил Коган, прекраснейший артист из династии выдающихся музыкантов. Он играет на скрипке Гварнери (она была сделана в 1737 году!).

Закрывать программу 4 июня будет Юрий Башмет. Юрий Абрамович – это, не побоюсь сказать, настоящий знак качества. Но в нынешнем году мы собрали такой звездный состав гостей, что я могу так сказать про каждого из них.

То, что каждое событие – уникально, это прекрасно. Но, наверное, посетить абсолютно все будет сложно. Скажите, какие из концертов точно нельзя пропустить?

– Мне сложно выбрать. На самом деле, мы старались ставить концерты на разных площадках (например, в Драмтеатре или филармонии) на такое время, чтобы зрители могли попасть и туда, и туда. Но если нужно назвать ключевые события… Пожалуй, на мой взгляд, это выступление ансамбля имени Моисеева, концерт капеллы имени Юрлова и праздничная программа в Новоспасском, в имении Михаила Ивановича Глинки.

– Еще есть возможность купить билеты на эти концерты?

– К сожалению, билеты на некоторые концерты уже распроданы. А вот на капеллу или другие события еще можно успеть попасть! Но я советую поторопиться, не откладывать покупку на последний день. Все-таки наш фестиваль проходит раз в год, и многие места смоляне выкупают, как только мы открываем продажи.

Мы слышали, что вы запланировали и уличные бесплатные концерты.

– Да, конечно. Одной из площадок является уже полюбившийся смолянам фестиваль Арт-Маяковский. 27 мая там уже состоялось выступление камерного оркестра и солистов областной филармонии и фольклорного ансамбля Российской академии музыки имени Гнесиных. Теперь на очереди – не менее прекрасный уличный концерт 3-го июня, посвященный М.И. Глинке. Ждем всех!

Янина Казённова: «Мы придумали шикарный формат коллаборации музыки и живописи»

А что будет происходить на малой родине Михаила Ивановича Глинки, в Новоспасском?

– Запланирована очень насыщенная программа! С 10 часов утра 4-го июня в усадьбе Глинки будут проходить квесты и викторины для детей и взрослых, мастер-классы, ярмарки и, конечно же, театральные и музыкальные представления. Я очень рекомендую провести это воскресенье вместе с нами всей семьей.

Поговорим немножко про историю фестиваля. В этом году ему исполняется 65 лет – это серьезный юбилей. Кто является сердцем, двигателем фестиваля? Благодаря кому он живет и процветает на протяжении десятилетий?

– Для завсегдатаев он, наверное, ассоциируется, в первую очередь, с именем Жанны Дозорцевой (лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, – прим. ред.). Она наш ангел-хранитель уже на протяжении более 50 лет.  К сожалению, в этом году Жанна Григорьевна не смогла приехать в Смоленск, но она так любит наш город, смолян, фестиваль, что записала необыкновенно трогательное и проникновенное обращение, которое мы показали в день открытия. Кстати, если вспоминать историю, то в разные годы фестиваль проходил по-разному. Например, было время, когда на наших площадках выступали не профессионалы, а любительские коллективы Смоленской области.

Почему же концепция изменилась?

– Получилось выйти на профессиональный уровень. И сейчас у нас есть возможность приглашать в Смоленск лучших исполнителей классической музыки страны. Например, на фестивале выступали такие мэтры, как композиторы Георгий Васильевич Свиридов и Тихон Николаевич Хренников, великолепный баритон Дмитрий Хворостовский, знаменитая сегодня на весь мир Анна Нетребко фактически начинала свою карьеру на нашей сцене!

Янина Казённова: «Мы придумали шикарный формат коллаборации музыки и живописи»

Действительно, впечатляет. С такими звездными гостями в минувшие годы смолян, наверное, все сложнее удивлять. Смоленская публика – сложный зритель?

– Скорее, да. Благодаря нашему фестивалю, как отмечала, к слову, и Жанна Григорьевна Дозорцева, Смоленск стал одним из самых музыкальных городов России. И наш зритель любит качественную музыку. Если ему что-то не понравится, то он может в антракте просто уйти. Я бы сказала, что у смолян выработан очень строгий внутренний ценз. Я очень горжусь нашей публикой, но угодить ей бывает сложно.

И последний вопрос. Как вы считаете, почему до сих пор классическая музыка пользуется такой большой популярностью?

– Классическая музыка – это произведения высокой пробы, которые проверены годами или даже столетиями. Я бы сравнила ее с точной математической формулой: она по-своему универсальна. Можно «изменить цифры», но формула все равно будет работать. Я поясню. Например, если классическую музыку слушает ребенок, он воспринимает ее по-своему, через свои эмоции и мироощущение. Молодой человек подключает уже свой опыт, и восприятие несколько меняется. Взрослый вставляет в эту «формулу» свои «переменные», но она по-прежнему работает. Поэтому во все времена, в любой стране Моцарт найдет отклик в каждом сердце. Разум и сердце каждого слушателя по-своему откроются, реагируя на эту великую и прекрасную музыку.

Елена Кудрявкина, Михаил Проскунов

SmolNarod.ru