Эскиз аэродрома «Северный» был представлен на Петербургском международном экономическом форуме. Как уточнил губернатор Смоленской области Василий Анохин, визуальное решение разработано в рамках работ по реконструкции объекта. Решение о его строительстве ведется по поручению президента РФ Владимира Путина и нашло поддержку в Правительстве РФ и Совете Федерации.
Визуальное решение для воздушной гавани разработал подведомственный Росавиации «Аэропроект». Предполагается, что у терминала будет темно-серый фасад с золотистыми акцентами. При строительстве используют современные технические решения, которые обеспечат долговечность и создадут гостеприимную атмосферу для пассажиров.
Становятся известны и некоторые конструктивные решения. Так, здание аэровокзала будет объединено с помещениями технических служб, что позволит оптимизировать расходы при реализации проекта. Также в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» (входит в нацпроект «Эффективная транспортная система») запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, строительство перрона.
Исторически в Смоленске было два аэропорта – «Южный» и «Северный», который примыкает к авиационному заводу и был экспериментальным. Более десяти лет «Северный» находился в ведении Министерства обороны РФ и использовался для военной авиации.
Первые шаги по реализации проекта делались под кураторством первого вице-губернатора Смоленской области Алмаза Ахметшина. На заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 23 марта 2025 года Ахметшин довел до министра транспорта РФ Романа Старовойта следующую информацию:
“По поручению президента РФ аэродромный комплекс со взлетно-посадочной полосой был передан в ведение субъекта Федерации. Ведутся работы по проектированию, законтрактовались с ГУП «Аэропроектом», в конце этого года должен быть готов проект с проведенной экспертизой. Аэродром «Северный» входит в федеральный проект опорных аэродромов России.
Воздушная полоса протяженностью 2,5 километра способна принимать все основные типы воздушных судов. Необходимость проекта объясняется статусом региона «Западных ворот России». Расстояние от Москвы – 400 километров, среднее время пути на автомобиле – около 6 часов. Отмечается ограниченность трафика скоростных поездов «Ласточка» и рост туристического потока на 15-20% ежегодно. Около миллиона туристов в год уже сейчас приезжает в Смоленск.
По предварительным расчетам годовой пассажиропоток аэропорта должен составить 200-250 тысяч человек, что позволит выйти в зону оперативной безубыточности через пять лет. Основные направления полетов – Москва, Санкт-Петербург, южные регионы (Сочи, Крым), города Поволжья и Западной Сибири. Общий объем капитальных вложений – 8 миллиардов рублей. Срок строительства – 2026-2027 годы.
На данный момент проведены обследования искусственных покрытий аэродрома, проводятся геологические и топографические изыскания, разработан Генеральный план аэропорта. Также разработаны предпроектные предложения, заключен госконтракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации с ФГУП ГПИ и НИИ гражданской авиации «Аэропроект». Контрактом предусмотрено два этапа – до 15 сентября 2025 года разработка проектной документации и второй этап – разработка рабочей документации до 10 марта 2026 года. После получения положительного заключения госэкспретизы в ноябре 2025 года планируется процедура выбора генподрядчика и начало строительства аэропорта”.
Как следует из аукционной документации, аэродром будет относиться к классу «В» согласно (приказу Минтранса России от 25.08.2015 №262 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов“»). Взлетно-посадочная полоса будет иметь габариты 2500 метров по длине и 42 метра по ширине. Расчетный тип воздушных судов — SSJ 100 (узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 километров). На данный момент нет никаких сведений о будущем операторе аэродрома и авиакомпаниях, которые будут осуществлять перевозки.