Мэрия Смоленска: повышение платы за проезд обеспечит МУПам «бюджет выживания»

В администрации города Смоленска прошел брифинг для СМИ, в ходе которого начальник Управления по транспорту администрации города Смоленска Екатерина Степанкова и руководители муниципальных транспортных предприятий попытались объяснить, для чего поднимают тариф на проезд в общественном транспорте.

С 1 октября за одну поездку в Смоленске придется заплатить 28 рублей картой или 30 рублей наличными, то есть на 5 рублей больше, чем ранее. Изменится стоимость и конфигурация проездных билетов, что также приведет к росту трат на проезд для пассажиров. Муниципальные предприятия называют эту меру вынужденной. Инвестиции приходят только по линии областных «вливаний», как это произошло, например, с покупкой новых автобусов марки МАЗ. Текущие же проблемы (в прямом и переносном смысле) МУПам приходится решать своими силами. Например, дырявую кровлю в боксах «Автоколонны 1308» планируют восстанавливать частично, чтобы вода не заливала ремзону и электрощитовые.

МУТТП

Для муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия (МУТТП) повышение тарифа на 5 рублей позволит дополнительно получать 5 миллионов в месяц. Однако 20-процентное повышение не покроет бюджетных трат на проезд граждан, реальная стоимость которого сейчас оценивается в 49 рублей 50 копеек за одну поездку.

Как пояснил в ходе брифинга и.о. директора МУТТП Владимир Рыкалов, стоимость одной поездки в электротранспорте складывается из зарплаты сотрудникам, стоимости электроэнергии, оплата которой обходится в 6,5 миллиона рублей в месяц, или 80 миллионов рублей в год. Кроме того, предприятие платит налоги и сборы, покупает запчасти и топливо для машин обеспечения, которое тоже постоянно растет в цене. Дорожают запчасти и металл — медный контактный провод подорожал в три раза за последние два года.

Говорить о модернизации предприятия на эти деньги не приходится, признается Владимир Рыкалов. Сотрудникам нужно индексировать зарплату, что не делалось уже год. Поэтому часть «сверхприбыли» пойдет на индексацию зарплат, закупку запчастей и оборудования. Вопрос с запчастями стоит ребром —  из 21 нового трамвая 123 серии 9 стоят «на приколе». Покупка одного электродвигателя обходится в 600 тысяч рублей. Чтобы «откапиталить» один трамвай, нужно около 1 миллиона.

«Повышение платы за проезд позволит стабилизировать финансовую ситуацию на предприятии. Если этого не сделать, мы вступим в рецессию», — признается Владимир Рыкалов.

Ни о какой покупке новых вагонов за счет повышения платы на проезд говорить не приходится. Стоимость одного трамвая – около 32 миллионов, одного троллейбуса – около 20 миллионов. То есть чтобы купить один трамвай, нужно год работать на повышенном тарифе. Поэтому задачей максимум в МУТТП видят не допустить снижения качества перевозок и сохранить пассажиропоток, который в год составляет около 12 миллионов пассажиров. Это позволит поддерживать стабильную выручку, выпускать на линию исправные трамваи и не потерять пассажиров.

«Автоколонна 1308»

Залогом успеха автоколонны считают покупку новых автобусов большой вместимости марки «МАЗ» и постепенный отток клиентов от частных перевозчиков. Что касается новых МАЗов (всего их будет 47), то автобусы по первой закупке уже поступили на базу. До официальной юридической приемки они не принадлежат ни предприятию, ни администрации города. Сейчас техника находится на ответственном хранении в автоколонне и после юридической приемки и установки допоборудования будет выпущена на линию. Скорее всего, первые МАЗы появятся на маршрутах уже в октябре 2023 года.

Мэрия Смоленска: повышение платы за проезд обеспечит МУПам «бюджет выживания»

По мере запуска новых автобусов, часть старых выведут из эксплуатации. Однако на запчасти и металлолом их отправлять не спешат. Часть старых автобусов останется в резерве, их будут выпускать в зависимости от нагрузки на линию и рентабельности. Самые проблемные автобусы выведут из эксплуатации и будут использовать в качестве «доноров».

В среднем на линии Смоленска сейчас выходит 23-25 автобусов при норме 37 единиц. Основная причина – отсутствие водителей. Решать проблему кадров планируется с 2024 года, когда в Смоленске объединят автоколонну и МУТТП, создав единое транспортное предприятие. И.о. директора МУП «Автоколонна 1308» Максим Голубев отметил, что кадры в автоколонну начали перетекать от одного из частных перевозчиков. По собственной информации SmolNarod, от частника в МУП пришел пока всего один водитель.

По новой схеме

Повысить качество перевозок планируется не только с помощью новой техники, но и новой схемы организации движения и электронных сервисов. С января 2024 года маршрутная сеть будет оптимизирована, ее разработку заказывали профильному НИИ. Документ под названием «Комплексная схема организации транспортного обслуживания города Смоленска» была разработана в августе 2023 года. Деньги на ее разработку были выделены из бюджета города – 15 миллионов рублей.

Схемой определены маршруты, которые останутся за муниципальными предприятиями, а какие – за коммерческими перевозчиками. Готовится конкурсная документация по маршрутам на 2024 год. Однако уже сейчас очевидно, что муниципалы продолжат работать с частниками, в том числе на одних линиях. Интервал движения будет варьироваться в зависимости от вместимости транспорта, чем больше вместимость – тем дольше интервал.  Нивелировать продолжительное ожидание муниципальных автобусов будут с помощью световых табло, которые подскажут время прибытия, а также онлайн-сервиса Bus67, который поддерживается на областном уровне.

SmolNarod.ru