Интервью со смоленскими учителями: каков срок годности у педагога

Главные новости

Педагоги — ценный ресурс в современном мире. Титанический труд учителей и наставников в школах Смоленщины можно сравнить с подвигом. Но почему они иногда бегут из школ? Корреспондент SmolNarod пообщался с некоторыми представителями этой профессии и узнал, по ком звонит школьный звонок

Вы помните своего первого учителя? Или любимого? Или, наоборот, того, с кем так и не удалось выстроить хорошие отношения? Зачастую воспоминания у людей о школьных днях связаны с каким-то конкретным педагогом. 

Очень много говорится о том, как несладко порой приходится школьникам в их учебных заведениях: здесь и травля, и плотный график, и банальное нежелание учиться. Но гораздо реже мы задумываемся, через что вынуждены проходить сами учителя на пути к последнему звонку. 

школах
Фото: Елена Костюченкова

Бумажная волокита

Александр Гращенков, учитель географии и преподаватель-организатор ОБЖ. 6 лет в школе.

Александр пришел в школу после университета не сразу. Педагогом он стал в 2015 году и проработал в образовательном учреждении шесть лет. Александру предстояло учить детей географии.

— Я ушел осенью 2021 года, в ноябре. Для коллектива это было большой неожиданностью, все рассчитывали на то, что если человек прошел “трехлетний рубеж”, то из школы он уже не уволится никогда. “Никуда ты от нас не денешься”, — смеется Александр. — Не сыграло даже то, что учителей мужского пола в школе очень мало, и их “двигают” по должностям. 

Зарплата у Александра была не из самых маленьких по школе. Однако даже неплохой оклад не заставил учителя остаться на рабочем месте. 

— Получал я хорошо, можно сказать, заработок был высоким среди учителей, со всеми надбавками и стимулирующими. Но возникал резонный вопрос: стоило ли оно того? — рассказывает наш собеседник.

Сложности в школе поджидали на каждом шагу. Одни были связаны с детьми, другие — с образовательным процессом, третьи — с родителями, четвертые — с коллективом и руководством. 

— На самом деле с детьми сложностей было меньше всего, — вспоминает учитель географии. — Вопрос в том, как ты подашь материал. Если ты работаешь увлеченно и увлекаешь учеников, то основное их количество будет учиться хорошо. Есть, конечно, группы школьников, которые живут по принципу “ничего не хочу”. Но вопрос больше не к детям, а к их родителям чаще всего. Но в моей деятельности был опыт, когда дети дошли до 8-9 класса, не желая учиться, а дальше в них что-то просыпалось

По-настоящему серьезных проблем в отношениях с родителями Александр тоже не вспомнил, но были случаи, когда именно они плохо влияли на детей, проявляя свой “нигилизм”. 

— К сожалению, родители часто сами не понимают, какой колоссальный объем работы приходится выполнять учителям каждый день. Так бывает, что они считают, будто педагоги занимаются чем угодно, но не их ребенком. И транслируют эту идею своим детям, — рассказывает Александр.

Молодые родители, из поколения 90-х, сами по сути еще вчерашние школьники, считали, что им все должны, а воспитанием детей обязана заниматься школа. 

— Успеваемость детей не лежит целиком и полностью на плечах учителя. Грубо говоря, учитель должен научить учиться, а дальше — самостоятельная работа школьника.

Однако гораздо “страшнее” отношений со школьниками и родителями для Александра была работа с бумагами. Как оказалось, чтобы “добраться” до ребенка, нужно было пройти бюрократическую полосу препятствий. Начиналось все с рабочих бумаг, а далее шло к организации мероприятий, которые “вешали” на наставника. Естественно, педагог добирался до своего ученика чуть ли не в последнюю очередь. 

— Не надо забывать тот момент, что в обязанности учителя воспитательная работа сейчас не входит, — уточняет Александр. — За воспитательную работу никто не платит, платят за образовательные услуги.

С коллегами и руководством учителю повезло — он о них вспоминает только хорошее. Педколлектив в его школе был замечательный. Все проблемы решались совместно, и учителя держались друг за друга.

Интервью со смоленскими учителями: каков срок годности у педагога
Фото: Анна Бахошко

Александр не помнит времени, когда бы не работал дома после школы. И это мешало ему заняться действительно важными вещами: самообразованием и подготовкой. Он вспоминает, что у учителя в рабочем графике должно быть пять дней, когда он ведет уроки, а один — методический, когда учитель может заняться самообразованием для улучшения качества своей работы. Однако если в расписании педагога такого дня нет, то не факт, что ему хватит сил на изучение нового.

— Вечера и методический день, когда учитель должен сидеть и заниматься своими делами, превращаются в проверку тетрадей, заполнение отчетов, журналов. Для саморазвития и самообразования просто не остается времени, — рассказывает бывший учитель. — Если ты попытаешься сделать это в воскресенье, то голова работать не будет. Поиски новой информации сводились к подготовке “на коленке”. Боюсь представить, что было у математиков и русистов, эти горы тетрадей. Это беда. Некоторые предпочитают сидеть в школе и до последнего проверять работы учеников. А разницы ведь нет никакой, потому что ты все равно допоздна сидишь и трудишься.

Александра до сих пор бывшие подопечные часто зовут на последние звонки и выпускные. 

— Ты видишь, как они взрослеют, как они меняются, это интересно. Работа никогда не бывает одинаковой, она всегда разная. И ты сам тоже меняешься, поэтому деятельность сама по себе неплоха. Ведь так интересно смотреть, как растут новые люди, — вспоминает Александр. 

Но срок подошел — накопился снежный ком дел, отчетов и мелкой бумажной волокиты, которая отрывала от образовательного процесса. Александр устал, а как он сам сказал, если учитель уставший, с детьми работать не стоит. Это губило весь процесс на корню.

Интервью со смоленскими учителями: каков срок годности у педагога
Фото: Елена Костюченкова

— Навешивали всякие мероприятия, которые выполняй как хочешь, — делится наш собеседник. — Ни оборудования, ничего нет. Ты на ровном месте пытаешься что-то изобрести, что никому не интересно, это очень давит и огорчает. Иногда тебя начинают дергать из класса, вырывая из образовательного процесса. Ты выходишь из кабинета, закрываешь за собой дверь и не знаешь, что там произойдет. Ведь кто-то кому-то может нанести травму, а ты за это потом отвечай, а еще и сесть можешь. Есть дети, которые будут сидеть, шуметь или орать, а есть те, которые могут подойти и «воткнуть кому-то карандаш в глаз». Например, те дети, у которых распространено насилие в семье. Очень страшно, когда ты это не контролируешь.

Александр не думал вернуться в школу, даже когда поступило предложение стать директором. Для него школа — уже пройденный этап.

По мнению учителя географии, педагог должен быть стрессоустойчивым. Если учитель впечатлительный, мягкотелый и принимает все близко к сердцу, то ему в школе не выжить.

Исполнительность — тоже очень важный фактор в педагогической работе. Александр отмечает и креатив, ведь без него не будет реально интересного процесса. А еще, как бы банально это не звучало, должен любить детей — “ведь тот педагог, который не любит детей, это не педагог”. 

— В эту профессию идут, если так пошутить, люди обреченные, — смеется Александр. — У нас сейчас идейных людей, которые приходят в школу, не так много. Но они есть. Моя выпускница, например, хочет стать учителем. Сейчас в школу люди попадают ситуативно: никуда не взяли, а педобразование есть, ну, пойду в школу. Есть и те, которые идут после университета с горящими глазами, а потом разочаровываются. 

Система сейчас устроена таким образом, по мнению того же учителя, если спросить любого человека, является ли престижным работать педагогом, то он вряд ли честно ответит, что это так, при том, что “именно педагог ответственен за то, каким будет новое поколение”, добавляет Александр. 

Сложная адаптация для старой гвардии

Валерий Морозиков, учитель математики. 35 лет в школе.

Валерий — учитель математики. Всю жизнь он полностью отдавался образовательному процессу и детям. Мужчина провел в стенах школы 35 лет — солидный срок. Но педагогическую деятельность покинул до выхода на заслуженный отдых.

— Я пришел работать в школу почти сразу после института, — вспоминает наш собеседник. — Тогда еще профессия учителя была престижной, уважаемой. Труд учителя был неоценим. 

Будущий педагог с отличием окончил школу, получил красный диплом в университете. Мама была тоже педагогом, но преподавала историю, а отец был математиком. По его стопам и пошел сын. 

— Сложностей изначально не было. Воспитание тогда было другое, и сам процесс обучения строился иначе, учитель мог и линейкой по лбу настучать, — смеется Валерий. — Но вообще дети —  главная ценность нашей профессии. 

школах
фото: Григорий Калачьян

Воспоминания о педагогическом коллективе у Валерия приятные. Он рассказывает, что среди учителей было взаимопонимание. Также среди родителей — никто никогда не лез сверх меры к учителю вне его работы.

— Да, приходилось иногда разговаривать с родителями учеников. Дети бывают разные, сами понимаете, иногда нужно было как-то подстегнуть к учебе, дать, так сказать, щелчка по носу, — поясняет Валерий. — Дети тогда слушались родителей и учителя, боялись даже. Изобретательные двоечники были, но класс тогда был заинтересован в том, чтобы таких учеников “подтянуть”.

Пришли 90-е. Валерий вспоминает, что с эпохой изменились и дети, и родители, и учителя.

— Вспоминать это время не люблю. Голодно было, тяжело. Ценность педагога стиралась, как мел с доски. Смахнули тряпкой, и готово. А мы тоже ведь люди, — Валерий погружается в воспоминания и мрачнеет. — Многие тогда ушли из профессии. Стали «коммерсами» работать, торговать. Помню, как зарплату выдали водкой. А я вообще не пил, старался своим образом жизни подавать пример ребятишкам. 

Уходили из профессии от голода и безденежья. Учителям приходилось выходить за рамки своего профиля и преподавать другие предметы. Валерий вспоминает, что стал вести, помимо алгебры, геометрии, еще и физику, а иногда приходилось и музыку.

— В конечном итоге в школе осталось четыре учителя-предметника, — рассказывает Валерий. — Выходили и к младшим классам, там всего было две учительницы. Страшное время было. А потом как-то наладилось, привыкли что ли. Мы шутили, что если это переживем, то тогда вообще ничего не страшно. Любовь к детям и профессии давала силы решить любые задачи.

Валерий помнит и пустые классы после демографического провала девяностых, и то, как в сытых нулевых школа вновь полнилась детьми. Но всему приходит конец, в его случае концом был уход из деятельности, которой он посвятил всего себя.

— Решение уйти было принято мной и супругой. Она тоже учитель, вот такая вот жизненная аксиома, — шутит математик. — Школа стала очень быстро меняться. В 2017 году я покинул дело своей жизни и решил заняться репетиторством. Дети стали другие, злые что ли. Родители — тоже. Учителей перестали ставить в пример. Для них ты был шутом у доски, который что-то пытался им “втемяшить”. А я жизни другой и не видел, всю жизнь учителем был, учителем и помру.

Уходить в неизвестность было страшно для Валерия, но адаптация к современному микроклимату школы не произошла — нагрузка кратно увеличилась, оплата осталась на уровне “выжить”. Даже с выслугой лет и с категориями прожить пожилому человеку было сложно. Количество бюрократии увеличивалось, пропорционально съедая время, отведенное на процесс обучения. Привыкший работать в иных реалиях старый учитель не смог перейти на новые рельсы.

Интервью со смоленскими учителями: каков срок годности у педагога
Сафоновская школа-интернат

— Сказать, что не жалею, трудно. Жалею. Хотел бы вернуться, — заключает Валерий. — Но в ту школу, что была “до”. Та, что после, — школа нового поколения, не наша. Мы там не нужны. Может, как консультанты, как репетиторы-предметники. Но не как учителя.

По мнению учителя-математика, в профессию идут те, кто действительно любит учить и делиться знаниями. Но для педагога нужно обладать особыми навыками и “свойствами”.

— Если ты обидчив и раним — вон из школы. Дети по своей природе чудесны, но бывают неоправданно жестоки. Иногда коллективное «нападение» на учителя — это дело чести для класса, — рассказывает Валерий. — Страшно подумать, что будет с девчонкой молодой, что из института пришла и встретила на своем пути таких, озлобленных. Они ее сожрут и косточек не оставят. Здесь нужны высокий профессионализм и закалка. В профессию идут и отчаянные, кто места себе не нашел. Такого тоже быть не должно. Ты должен любить детей и любить учить их, помогать им становиться лучше. Иначе нельзя.

Валерий покинул школу, когда ему было 58 лет. Сейчас он занимается репетиторством и помогает студентам физико-математического направления. Но вера в то, что профессия поменяется и учитель вновь станет уважаемым человеком, в нем продолжает теплиться. 

На вопрос «Почему же уходят из профессии учителя?» нам ответил Сергей Анатольевич Кремень, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики в СмолГУ с 2003 года.

В беседе с нами Сергей Анатольевич отмечает несколько важных проблем. Спрос на высококвалифицированных специалистов велик, как на уровне отдельных школ, так и в целом в мире. Но с другой стороны, на рынке труда не хватает предложения, покрывающего спрос на кадры.

Интервью со смоленскими учителями: каков срок годности у педагога— Основными причинами этого являются невысокая заработная плата, тяжелые условия труда (сверхурочная работа, «бумажная нагрузка», высокое эмоциональное напряжение), слабые перспективы для карьерного роста, недостаточно качественная вузовская подготовка, слабая система наставничества и поддержки, высокие запросы со стороны родителей, недостаточное уважение к профессии в обществе, слабая профориентация на профессию учителя и другие. Все это приводит к тому, что школы и другие учебные заведения сталкиваются с дефицитом квалифицированных и талантливых учителей, — рассказывает SmolNarod наш собеседник.

Также не стоит упускать тот момент, что педсостав «стареет», а молодые кадры зачастую не стремятся в школу. По словам Президента Российской академии образования О.Ю. Васильевой, только 70% поступающих получают диплом, а из них – только половина доходит до школьного класса. Также стоит взять во внимание, что 30-50% от этого числа просто бросают работу в школе в течение первых лет.

— Учителя часто вынуждены работать сверхурочно, они подвергаются значительной нагрузке на нервной почве. Здесь стоит упомянуть, что педагоги по стране сталкивается с травлей со стороны школьников и их родителей. К сожалению, особенно сильно страдают начинающие учителя, в силу своей неопытности они становятся легкой мишенью для насмешек и тому подобного. Конечно, это также отнюдь не способствует желанию остаться работать в школе, — уточняет доцент.

В последнее время есть и положительная тенденция относительно учителей — 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это должно привлечь внимание к проблемам учителей по всей стране, поднять значимость этой профессии в глазах общественности. 

Интервью со смоленскими учителями: каков срок годности у педагога
Фото: Максим Захаров

— Таким образом, для решения проблемы «избегания» школы молодыми учителями, необходимо создание благоприятной и привлекательной среды для работы учителей. Это может быть достигнуто за счет увеличения заработной платы, улучшения условий труда и обеспечения доступа к образовательным программам и ресурсам. Кроме того, важно проводить работу по повышению престижа профессии учителя и расширению возможностей для профессионального развития. Все это может привести к тому, что больше людей будут заинтересованы в карьере учителя и пойдут работать в школу, что в свою очередь будет способствовать повышению качества образования, — заключает Сергей Анатольевич.

Со слов нашего собеседника, в сентябре 2023 года в Смоленской области планируется открытие 18 профильных психолого-педагогических классов, направленных на выявление и поддержку педагогически талантливой молодежи. Уже со школы дети смогут в полной мере понять, каково это – быть учителем. В таких классах школьники будут изучать предметы психолого-педагогического направления и даже пробовать себя в качестве настоящих педагогов и проводить уроки. Возможно, это хоть как-то поможет современной молодежи и их родителем осознать все тяготы и радости нести тяжкое, но такое важное бремя педагога.

SmolNarod.ru