По мнению председателя Общественной палаты Смоленской области, совещательные органы в муниципальных образованиях региона — эффективный инструмент решения проблем граждан.
В Смоленской области Общественные муниципальные советы действуют во всех округах. Согласно региональному законодательству муниципальный общественный совет создается на основании местных нормативных и подзаконных актов на уровне субъекта путем принятия соответствующего положения. Опираясь на данные исследований, которые установили недостаточный уровень развития институтов общественного контроля на муниципальном уровне, в законопроекте предлагается закрепить обязательное создание муниципальных общественных палат (советов).
В Российской Федерации активно обсуждается вопрос о проработке модельного Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) РФ». На форуме «Сообщество», который прошел в начале ноября в Москве, отмечалось, что в законодательстве отсутствует детальное регулирование деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований, либо их деятельность регулируется исключительно на уровне муниципальных правовых актов. В законопроекте предлагается закрепить количественный состав палат (советов), их структуру, порядок формирования, работы и утверждения регламента.
О роли общественных советов и палат в работе муниципальной власти мы поговорили с председателем Общественной палаты региона Денисом Пестуновым.
— Денис Юрьевич, как бы вы охарактеризовали основные задачи общественных советов?
– Члены Общественного совета в идеале – это активные жители, которые готовы противостоять формализму в работе, ставя во главу угла вопросы социальной пользы. Одним из наиболее действенных является, конечно, институт общественного контроля, который должен стать в результате работы общественных советов надежным звеном в цепочке: граждане – общественные советы – власть.
Общественные советы призваны ответственно работать, чтобы решения на местном уровне принимались с учетом интересов и мнения граждан, живущих в том или ином округе, городе и селе, а важнейшими принципами их деятельности является объективность и отсутствие ангажированности, непосредственной зависимости от органов власти.
Самое плохое, что может быть, — это когда общественный совет превращается в «карманную» структуру администрации, которая не может критиковать, которая всегда принимает сторону и позицию органов власти, которая не слышит жителей. И от этого, конечно же, необходимо дистанцироваться. Общественные советы должны не допускать подобного, а отражать интересы людей, обеспечивать эту взаимообратную связь.
— Но на практике глава муниципального образования, наверное, будет подспудно клонить именно к такой конфигурации, Вам не кажется?
— Провокационный вопрос. К слову сказать, я о таких примерах в нашем регионе не слышал. Но в таких случаях я обычно вспоминаю басню Ивана Андреевича Крылова, написанную двести с лишним лет назад, и с тех пор в этом смысле мало что поменялось: лебедь, рак и щука стали олицетворением отсутствия слаженности. Аллегорический смысл заключен в том, что каждый человек пытается добиться собственных целей, забывая о том, что деятельность принесет положительные результаты только тогда, когда люди будут помогать друг другу и работать совместными усилиями.
Конечно же, все должны руководствоваться системным подходом в своей деятельности, иметь представление о своих главных целях и работать для повышения благополучия жизни наших граждан, укрепления государственного единства. Мы все должны иметь конструктивную, взвешенную позицию: руководство региона, муниципалитета, представители общественных объединений.
Но при этом мы должны уметь отстаивать интересы гражданского общества. В отличие от советов депутатов, которые в значительной степени формируются по политическому принципу, в общественных советах активная гражданская позиция выходит на первое место.
— По какому принципу сейчас формируются муниципальные общественные советы?
— По такому же, как и Общественная плата региона, на основе принципа тройственности. Треть членов Общественной палаты Смоленской области, 12 человек, утверждает губернатор. Вторую треть утверждает Смоленская областная Дума. Ещё одну треть члены Общественной палаты определяют самостоятельно из кандидатов, выдвинутых некоммерческими организациями региона.
В муниципальных общественных советах формирование происходит таким же способом. Треть утверждает глава, треть — совет депутатов, треть – представители общественных организаций. Что касается численности таких советов, то она соотносится, как правило, с численностью населения в муниципальном образовании. Чем больше муниципалитет и чем больше там активных граждан, готовых посвятить себя такой общественной деятельности, тем больше по численности совет.
Общественная палата региона помогает наладить этот процесс и методически, и организационно. За каждым членом нашей палаты закреплен свой муниципалитет, в который он обязан проводить выезды, по необходимости — встречи с жителями, быть постоянно на связи с местным советом и в случае возникновения какой-то проблемы содействовать ее решению.
— Денис Юрьевич, как Вы уже отметили, недавно в Смоленске начал работу общественный Совет. Многие, в том числе и я, отнеслись к этому несколько скептически. То есть у нас есть региональная общественная палата, которая с большим или меньшим успехом фигурирует в новостной повестке, есть Горсовет, который, согласно Уставу города, выполняет в числе прочих контрольные функции. Какие задачи решает этот Общественный совет?
— Основная задача общественного Совета – быть мостиком между жителями муниципалитета и главой, инициировать диалог и взаимодействие граждан и органов местного самоуправления. Я думаю, что работа Общественного совета города Смоленска станет хорошим подспорьем для Александра Александровича Новикова. Совет будет помогать городским властям подробнее вникать в проблемы, от решения которых зависит благополучие граждан, акцентировать внимание на вопросах, которые актуальны для смолян. Совет возглавил член общественной палаты Смоленской области Игорь Николаевич Семенченко, руководитель городского Совета ветеранов.
Что касается организации работы общественных советов, то согласно Положения об их работе, они собираются и проводят заседание по своей повестке не реже двух раз в год (у каждого совета это отражено в регламенте). Помещение для осуществления деятельности предоставляет муниципалитет. Совет может пригласить на свое заседание главу, его заместителей, депутатов, руководителей профильных подразделений. Результатом работы Совета являются рекомендации органам власти.
Подчеркну, что общественная Палата — орган не карающий, не надзорный, а консультационно-совещательный. Мы инициируем решение проблем через их обсуждение с ответственными чиновниками, экспертным сообществом. Вопросы рассматриваются на профильных комиссиях, на которые приглашаются заявители, делаются запросы. И вот получив вот этот набор информации, используя профессиональные компетенции членов Палаты, мнения экспертов, мы рассматриваем проблему с разных сторон и принимаем по результатам заседания комиссии рекомендательное решение. Если оно не исполняется, мы имеем право направить обращение в надзорные органы.
Ведь основная цель деятельности общественных палат и общественных советов – обеспечение взаимодействия граждан страны, некоммерческих организаций с органами власти различного уровня. Это определено в федеральном законе. Все-таки институт общественных палат был инициирован президентом РФ Владимиром Путиным в 2006 году, и с тех пор продолжает оставаться своего рода основной поддержкой гражданского общества.
— В России есть еще такая организация, которая также создана нашим президентом, как Общероссийский народный фронт. Видимо, президент понимает, что не все институты власти у нас в стране работают достаточно эффективно. Не слишком ли много у нас таких общественных надстроек? И как у вас с Народным фронтом, есть ли взаимодействие?
— Конечно, мы сотрудничаем с ОНФ. Например, с Николаем Яровым мы постоянно выезжаем на объекты дорожного хозяйства. Недавно совместными усилиями решили вопрос по обустройству дороги в Соловьиной роще возле нового лицея, после наших обращений там сделали два пешеходных перехода и тротуар. Считаю, что это результат наших совместных выездов и встреч по обращениям жителей.
С Наталией Анатольевной Семенцовой, руководителем регионального исполкома ОНФ, тесно сотрудничаем по вопросам помощи участникам СВО и их семьям. Совместно с ОНФ мы собираем гуманитарную помощь, отправляем ее нашим бойцам. Также мы собрали и отправили литературу для наших новых регионов, необходимые вещи и аптечки для наших защитников.
Что касается вашего вопроса «не слишком ли много», все зависит от результативности. Если они результативны, если решают вопросы, которые перед нами ставят наши сограждане, значит, нет, не много. Надо ли больше? Это риторический вопрос. Если новая общественная организация создается, и она действительно помогает решать вопросы, положительно влияет на деятельность властей, то почему нет? Пусть она функционирует, но опять же, не по принципу басни Крылова, не мешая, а работая в одной связке с одной общей целью и задачей повышения благополучия граждан.