Каждая либеральная революция начинается с обязательной борьбы за эфемерную свободу. Так устроен человек: ему очень хочется быть вольным, как птица. Во время финальной стадии холодной войны, людям в СССР активно внушали, что они живут при тоталитарном режиме и у них не хватает свободы западного образца.
Идеологи капитализма давно поняли: свобода — это прекрасный символ для манипуляции народным сознанием. Она не имеет четких оцифрованных границ. И каждый, кто жаждет свободы, представляет что-то своё, забывая или преднамеренно игнорируя то, что свобода действий всегда регламентируется законом или общепринятыми нормами повеления (моралью) социума. А, к примеру, свобода передвижения регламентируется не только теми или иными запретами, но и банальным наличием денег. Свобода высказываний всегда ограничивается интересами общества, определённой его группы, клана, политического класса и даже «хотелками» одного богатого и влиятельного человека, особенно в условиях олигархического капиализма.
Замечательная замануха – свобода — это и сразу все, и, в общем-то, ничего. Вот на такую красивую и совершенно пустую приманку ловили советское общество в 80-90-е годы минувшего века. А когда поймали, то сразу одели строгий финансовый ошейник. Теоретически человек получил свободу выбора — одной колбасы 50 сортов, а фактически его возможности выбора в ассортименте ограничены наличием денег. Он купит только то и столько, на что хватит средств. Полон кошелёк – приобретёт натуральное мясо, тощ карман — колбаски с мясным запахом или чего ещё подешевле.
Поездки человека, не только за границу, а в пределах региона или страны, тоже ограничены количеством денежных знаков. Есть они на билет на самолёт, поезд, автобус или на бензин для машины — пожалуйста, ты свободен, езжай в Европу, хоть к чёрту на кулички, а нет — финансовый ошейник жёстче любых запретов держит человека дома.
Частная собственность — это ещё одна эфемерная ценность. Особенно интересно было у нас наблюдать, как людям подарили (разрешили приватизировать) их же квартиры. Все сразу стали собственниками и молиться на капитализм, боясь, вот придут социалисты и заберут одним махом свалившееся на тебя богатство. Прекрасная манипуляция власть прихвативших. Дать человеку то, что и так было его, да ещё и пугать, что, мол, отберут, как раз те, кто давал им это жильё совершенно бесплатно. Частная собственность (как будто ее не было раньше) стала дополнительной морковкой, манящей в рай эфемерной свободы.
Но люди прозревают, распознав эту нехитрую форму управления свободами человека — подавление через отсутствие денег. Либеральные капиталисты и чиновники в России за тридцать лет привели более половины страны к нищете. Если б не пальмовое масло, то многим сегодня и есть оказалось нечего. И онкология стрельнула от такого питания вверх страшнее коронавируса. Сокращая государственную медицину, которая в советское время была абсолютно доступна и реально эффективна, либералы заставляют человека выбирать: или, например, МРТ без очереди сделать, или купить больше еды детям. О какай уж тут говорить свобод? Финансовая удавка затягивается поэтапно. Кого-то задушила сразу, а у кого-то сначала отобрала деньги на лечение, на отдых, потом на одежду, а теперь переходит и к еде …
Капитализм — это перераспределение капиталов, это всегда получение прибыли любым путём, в том числе и преступным, что доказано ещё Марксом. Прибыль не берётся из воздуха. Борьба за прибыль — это борьба за деньги. И если у кого-то денег стало больше, то у кого-то, соответственно, меньше. В 1991 г. начался глобальный переток средств внутри нашей страны. Переток от всех людей к кучке к власти прорвавшихся. А своё право владеть тем, что принадлежало всему народу, эта кучка обосновывала свободой предпринимательства, рыночной экономикой и демократией, то есть, западными лекалами, привычно обосновывавшими богатства элиты и бедность остального народа. А бедняка везде, в том числе и у нас, держат за глупца, втюхивая ему разного рода сказки, мифы, сладкие грёзы: смотри, ты же свободен и можешь, если захочешь, достичь всего, просто тебе это всё не нужно, ты уже счастлив, имея малое. Идеологическая обработка прекрасно сочетается с финансовым ошейником. Когда нужно работать по 12 часов, чтоб только, прокормить детей, то уже нет денег на покупку книг и тем более на чтение… Словом, за тридцать лет, прожитых в новой России, очень наглядно стало видно, как люди в погоне за свободой, свободу и потеряли….
Выход из сложившейся ситуации только один: менять экономический и политический курс развития страны, воспитывать и обучать человека по советской системе образования. Воспитывать творца, а не потребителя, и тогда к людям вернётся их настоящая, а не эфемерная свобода. Только тогда с них снимется финансовый ошейник.
Но как объяснить человеку, что перемены — это не смена президента. Перемены — это смена курса развития. От капитализма к народному социализму — цивилизму.
Алексей КАЗАКОВ, депутат государственной Думы РФ VI созыва