Градус терпимости. Европейский суд по правам человека запретил оскорблять учеников, но ничего не сказал о защите для учителей

Европейский суд по правам человека признал недопустимым оскорблять учеников в школе. Юрисдикция этого решения распространяется на всю Россию. Верховный Суд РФ представил подробности соответствующего решения.

Поводом послужило разбирательство между учителем и учеником в Хорватии. Педагог нелестно высказался об ученике, когда тот регулярно опаздывал на уроки. ЕСПЧ счёл, что никакого оправдания действиям учителя быть не может. «…Суд подчеркнул – с учетом позиции доверия, авторитета и влияния учителей, а также их социальной ответственности не могло быть места для терпимости к любым нападкам со стороны учителя по отношению к ученику…», — говорится в пояснении. Вместе с тем, ЕСПЧ не упомянул о защите прав учителя, в случае, если педагог подвергается нападкам учеников.

Для педагогической жизни подобные конфликты — явление нередкое. «Учительская газета» решила рассмотреть этот вопрос внимательнее. Пример из смоленской жизни: хамоватый ученик начинает прилюдно оскорблять педагога в классе. Взрослый человек, понимая, что разбушевавшееся чадо априори имеет прав больше, иронично ответил детской поговоркой: кто обзывается, тот сам так называется. После минутного зависания подросток решил, что чувству его собственного достоинства нанесли непоправимый ущерб. Хорошо, что конфликт удалось уладить в стенах учебного заведения, благодаря мудрости руководства и вменяемости родителей.

Градус терпимости. Европейский суд по правам человека запретил оскорблять учеников, но ничего не сказал о защите для учителей
фото: pixabay.com

В последнее время с изменением образовательного законодательства школа стала рассматриваться в качестве сферы услуг. Учителя предоставляют образовательные услуги, дети их получают. Вместе с такой установкой в педагогику начали проникать рыночные отношения, в которых клиент всегда прав. Это не могло не сказаться на климате в школе – примеров тому много. В части случаев неправы педагоги, в части – спровоцировавшие конфликт «дитяти». И случаев, когда поведение учителя оправдывают, не так уж много, хотя прицельной статистики не ведётся: некогда.

Вместе с тем механизм защиты учителя от нападок до конца неясен. У работников образования обязанностей больше, чем прав. И любое высказывание может трактоваться как попытка унизить человеческое достоинство детей. Ещё пример: учитель, зайдя в класс, решил утихомирить детей после перемены, прикрикнув: «Кто хочет берёзовой каши?». После встречного вопроса – а что это – объявил тему урока: «Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов в русском языке». Удивил – значит, победил. Но в конце урока, усвоив, о чём идёт речь, один из детей всерьёз спросил: «А вы знаете, что наказывать нас не имеете права? Мы в суд подадим». В тот раз обошлось. А если бы нет? Нервов человеку потрепали бы изрядно, даже признав его невиновность. И неизвестно, смог бы он потом работать в школе.

SmolNarod.ru