Общество по защите прав потребителей «Фемида» провело в Смоленске смотр качества сливочного масла семи производителей. Его итоги расстроили экспертов, а результаты лабораторных исследований продукции повергли в шок.
Специалисты закупили в смоленских магазинах семь образцов сливочного масла, чтобы проверить молочную продукцию на соответствие ГОСТу, техническому регламенту по безопасности маркировки и другим стандартам качества.
Итак, на суд экспертам были представлены масло крестьянское ООО «Курское молоко» (72,5%), масло крестьянское ООО «Курск-Молоко»-«Рыльский сыродел» (72,5%), масло крестьянское ООО «Смоленский провиант» (72,5%), масло крестьянское ООО «СмолКом» (72,5%), масло крестьянское ЗАО «Озерецкий молочный комбинат», Московская область (72,5%), масло традиционное ООО «ТД «Дубровкамолоко», Брянская область (82,5), масло традиционное ООО «Продоптторг», Москва (82,5%).
Эксперты оценили продукцию по органолептическим показателям: внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет. Также специалисты проверили упаковку и маркировку, наличие всей необходимой информации для потребителя. На этот раз смотр качества был особенно точным, так как перед мероприятием организация «Смоленск-тест» провела лабораторные исследования продукции, которые показали, что на самом деле производитель добавил при изготовлении масла.
На мероприятии присутствовали и «болели» за свою продукцию представители некоторых производителей: ООО «Смоленский провиант», ООО «СмолКом» и ООО «Курск-Молоко»-«Рыльский сыродел». Пока эксперты тщательно оценивали качество продукции, производители рассказали присутствующим интересные факты о производстве сливочного масла.
Оказывается, масло после приготовления сразу не упаковывают и не доставляют по торговым точкам. Оно формируется в большой монолит, который подвергается глубокой заморозке и хранился до нескольких месяцев. Потом, по мере покупательского спроса, монолит разрезают на кусочки и упаковывают. Выходит, что «свежее» масло, которое мы только что купили в магазине, могло быть произведено около полугода назад. Но это не нарушение норм и стандартов качества, правильное хранение «сливочных» монолитов сохраняет качественную продукцию.
А вы не задумывались, почему масло бывает разного цвета или с разным запахом? На органолептические показатели влияют не только условия хранения масла и возможные добавки, присутствующие в нем. На вкусе и цвете напрямую отражается время года, в которое корова дала молоко. Например, в зимние и весенние месяцы молоко, как правило, не насыщено кератином из-за отсутствия в рационе у коров сочной травы. Сухие корма, отсутствие свежего воздуха, солнца напрямую сказываются на качестве молока. А масло, произведенное на молоке, насыщенном кератином, становится желтоватым по цвету, насыщенным по вкусу и ароматным.
При производстве масла большую роль играет коэффициент сезонности и потребительский спрос. Дело в том, что летом масла производится больше, так как коровы дают в семь раз больше молока, чем зимой. Но в летний период потребительский спрос на масло падает на 20% — 40%, поэтому «летнее» масло замораживается и продается, как правило, в осеннее-зимний период. Абсурдно, но именно зимой есть большая вероятность купить вкусное и полезное масло, произведенное из молока, насыщенного витаминами.
По словам производителей, самое ненасыщенное и «пустое» по вкусу сливочное масло – произведенное из молока, полученного в период с марта по середину мая. Оно бледное по цвету, может иметь кормовой запах и привкус, в таких случаях недобросовестные производители добавляют в продукт красители или ароматизаторы. Кстати, производители поделились секретом, как по цвету масла узнать, есть ли в нем растительные добавки. Итак, если масло имеет выраженный белый цвет или синеватый оттенок, то добавки есть; если масло розоватое, то оно настоящее.
Возвращаясь к смотру качества, сразу же отметим, что больше половины образцов специалисты забраковали по тем или иным показателям, ни один образец не набрал высший бал.
Больше всех порадовала комиссию продукция ООО «Смоленский провиант» и ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» (Московская область). Они набрали по 17 баллов из 20 возможных. Стать идеальным смоленскому маслу помещал невыраженный сливочный вкус из-за отсутствия кератина, так как масло было произведено в весенние месяц, а вот московский производитель, возможно, погрешил добавлением ароматизатора, так как эксперты почувствовали выраженный запах топленого молока, а не сливок.
В остальных образцах присутствовали запах и вкус, не соответствующие, не характерные для сливочного масла, а больше свойственные для маргарина; вкус горечи, затхлости, окисленный запах и запах пастеризации, салистый привкус. Некоторые образцы начинали быстро таять и терять форму, что говорит о присутствии в них всевозможных добавок. Часть образцов на срезе имела ершистость и матовость, это указывает на добавление в масло воды для экономии на сырье (качественное масло на срезе должно быть глянцевым).
А вот два образца были признаны опасными для здоровья, так как лабораторные исследования показали, что в них присутствовали растительные жиры (пальмовое масло). Это масло крестьянское производителя ООО «Курское молоко» и масло традиционное ООО «ТД «Дубровкамолоко» (Брянская область). К сожалению, не прошло испытания масло смоленского производителя ООО «СмолКом», в нем растительных жиров не было, но оно имело прогорклый и затхлый вкус, что говорит о нарушении в производстве или условиях хранения.
О грубых нарушениях ГОСТА со стороны брянского и курского производителей юрист общества по защите прав потребителей «Фемида» сообщит в региональные Роспотребнадзоры, а также в другие надзорные органы с требованием снять опасную продукцию с производства или временно закрыть деятельность производств до устранения ими грубых нарушений.
Еще один совет от производителей: если хотите купить масло, произведенное несколько дней, а не месяцев назад, то покупайте масло, упакованное в пластиковую тару, а не в фольгу.