12 лет назад муниципальные образования региона учредили некоммерческую организацию – Совет муниципальных образований Смоленской области. На минувшей неделе в КДЦ «Губернский» прошел XIV Съезд этой организации, в ходе которого обсуждались итоги деятельности Совета за минувший год.
Для участия в работе съезда прибыли представители 257 муниципальных образований – всех, которые есть в области. Если рассказывать о съезде формально, можно ограничиться фразой: «В ходе работы съезда делегаты обсудили ряд организационных вопросов, а также определили задачи и приоритеты дальнейшей деятельности Совета муниципальных образований».
На самом деле мероприятие было не таким уж простым и однозначным. Судите сами, с трибуны звучали слова про то, что главным противником и общим врагом сегодня нередко являются равнодушие и безответственность, причем, не только чиновников, но и обычных смолян: «Тот же мусор на улицах и во дворах, расписанные стены домов, искореженные остановочные павильоны, разбитые фонари… Факты остаются фактами, и ответственность за такое положение дел лежит не только на правоохранительных органах. В первую очередь – это зона ответственности органов местного самоуправлениия».
Кстати, в том, что касается фонарей на улицах, прежде чем заботиться об их сохранности, их следует сначала установить. Более того, организовать систему освещения эффективную и экономную, чтобы не выбрасывать на это деньги, которых и без того в местных бюджетах немного. И это не рассуждения из области фантастики – пример есть. Не где-то, а у нас в регионе, где апробировано внедрение энергосервисных контрактов в Сычевке и Дорогобужском районе. Этот проект был включен в «Магазин верных решений» Агентства стратегических инициатив и ряд регионов уже взял его на вооружение. В Смоленской области уже заключены 120 контрактов.
Кстати, в целом передача неэффективных муниципальных унитарных предприятий частным операторам на основе концессионных соглашений – это уже требование времени и задача, поставленная главой государства. Считаю, что необоснованное, но очень настойчивое сопротивление данным процессам вполне можно расценивать как саботаж», — заявил с трибуны руководитель области, подчеркнув, что наибольшие проблемы возникают в Смоленске, тогда как ряд других муниципалитетов активно включился в эту работу.
Еще одним поводом не сидеть, сложа руки, для представителей органов местного самоуправления является насущная необходимость привести нормативные акты в соответствие с измененными и дополненными положениями законодательства, касающимися разработки и утверждения правил благоустройства территорий городских, сельских поселений и городских округов. Кроме этого, предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться порядок определения границ прилегающих территорий. Соответствующий закон был принят областной Думой 28 июня текущего года. Однако до настоящего времени в регионе не в полной мере реализованы действующие нормы законодательства в сфере утверждения правил благоустройства территорий поселений.
В продолжение темы благоустройства речь на съезде не могла не зайти о реализации приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды. И надо сказать, что и здесь областной центр стал примером, причем, — отрицательным. Делегаты услышали про итоги промежуточной проверки, которую провел региональный контрольный департамент. В Смоленске выявлена масса нарушений. Причем, проверки не ограничатся только столицей области.
На съезде прозвучало, что первоочередной задачей остается повышение финансово-экономической самодостаточности территорий за счет расширения налоговой базы, развития малого и среднего бизнеса, наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения инвестиционной привлекательности территорий. И главам было рекомендовано при формировании местных бюджетов на 2019 год еще раз провести ревизию всех возможных финансовых источников и активизировать привлечение инвестиций. Реалии таковы: в 2016 году муниципалитетами было предоставлено только 10 видов поддержки бизнеса, в 2017 — 196 (на сумму свыше 27 млн руб). В прошлом году органы местного самоуправления заключили 51 соглашение о муниципально-частном партнерстве. Это позволило привлечь инвестиций более чем на 56 миллионов рублей. Следует активнее использовать механизмы привлечения денежных средств за счет участия в федеральных конкурсах и программах. Как пример, — опыт Дорогобужского и Вяземского районов, принявших участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов комфортной городской среды малых городов и исторических поселений, где участвовали 455 населенных пунктов РФ. Вязьма вышла в финал конкурса, а Дорогобуж стал победителем и получил 30 миллионов рублей.
Глава области напомнил представителям местных властей, что сегодня в стране проводятся конкурсы на самое благоустроенное городское (сельское) поселение, на лучшую муниципальную практику: «Победители получают «живые» деньги. Почему не воспользоваться этим ресурсом?! Но в нынешнем году поступило всего 22 заявки. Причем, победители регионального этапа получат денежные премии из областного бюджета». Смоленская область стала первым субъектом, учредившим региональное поощрение для участников конкурса.
На съезде говорилось о проблемах и о путях их решения. Поднимались вопросы участия в программах господдержки, привлечения инвестиций, своевременной подготовке заявок на участие в государственной программе развития сельского хозяйства. Кстати, в рамках программы разработано мероприятие по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку.
Конечно же, говорилось о развитии льноводства, о решении амбициозной задачи сделать Смоленщину ведущим производителем и экспортером льна, чтобы все районы занимались возделыванием этой культуры (сегодня лен выращивают в 12 районах из 25). Посевы льна в следующем году должны быть увеличены до 10-ти тысяч гектаров, к 2024 году – до 25-ти тысяч, а к 2030-му – до 100 тысяч.
Председатель Совета муниципальных образований Смоленской области Вячеслав Балалаев резюмировал: «За последние шесть лет на Смоленщине сформирована четкая и понятная всем стратегия развития, которая включает основные социальные вопросы. Реальные перспективы, выданный нам кредит доверия, инвестирование в реальный сектор экономики подтверждают ее состоятельность и дают уверенность в дальнейшем поступательном развитии региона».
Надо полагать, что он выразил общее мнение делегатов. По крайней мере, протестов и возражений из зала не последовало. Наверное, это означает, что представители муниципальных образований будут активно работать в русле общей стратегии, не позволяя себе и подчиненным равнодушия и безответственности. Хочется на это надеяться.
Ольга Гаранская