В новом году смоленские маршрутки могут пойти по «вольным» тарифам

В Смоленской области, как и во всей России, с нового года начинает действовать Федеральный закон №220 ФЗ «О пассажирских перевозках». Для частных перевозчиков это означает новые правила игры, для пассажиров – новые тарифы на проезд. Между тем сегодня смоленские депутаты уже скорректировали тариф на 2016 год. К каким последствиям это приведет и чего ожидать пассажирам в новом году? Об этом редакции «Смоленской народной газеты» рассказывает руководитель некоммерческого партнерства «Смоленскавтотранс» Сергей Лаврик.

[see_also page_id=»14848″]- Увеличение стоимости проезда никоим образом не повлияет на плачевное положение дел в «Автоколонне 1308». С 2013 года постановлениями главы администрации Николая Алашеева выгодные муниципальные маршруты были переданы «Автоколонне 1308», однако МУП обслуживать их не стало и передало обратно другим маршруточникам в аренду без конкурсного отбора. Фактически, все «сливки» с самых выгодных маршрутов снимают частные перевозчики, а автоколонна подбирает за частниками оставшиеся крохи. В результате – потеря прибыли, которую город и область компенсируют МУПу в виде дотаций. Эта практика, по-видимому, сохранится и в дальнейшем.

Главное новшество, которое ожидает пассажиров, — с 11 января 2016 года вступает в силу новый федеральный закон 220-ФЗ, который полностью посвящен пассажирским перевозкам. В законе есть ряд ключевых моментов, касающихся тарифов. Отныне вся организация работы перевозчиков в России будет строиться по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Если в Смоленске будут работать по регулируемым тарифам, власти имеют право контролировать тариф, устанавливая его самостоятельно. Но в этом случае они будут обязаны провести конкурсный отбор в строгом соответствии с другим законом — 44-ФЗ о госзакупках. Тогда им придется указать объем дотации участникам конкурсного отбора. Понятно, что на дотации частникам денег в бюджете Смоленска нет и не будет.

Второй вариант – заключить контракт на перевозки по нерегулируемому тарифу.  В этом случае перевозчик сам устанавливает любой тариф, который считает нужным. У перевозчиков даже появится возможность работать по так называемому плавающему тарифу, который может меняться в течение дня, в час пик и обеденное время. Конечно, для этого нужно будет издать соответствующие подзаконные акты.

[see_also page_id=»29215″]Есть мнение, что такой тариф у частных перевозчиков вернет часть пассажиров в муниципальный транспорт и усилит МУП «Автоколонна 1308», так как он будет выше тарифа автоколонны. Однако я в этом не уверен. Дело в том, что в час пик, когда выполняется основная часть выручки и идет конкурентная борьба, частный перевозчик на дублирующих маршрутах сможет установить цену в 16 рублей или меньше. А в неудобное время — обед или вечер, когда важна скорость подачи автобуса к остановке, установит хоть 30 рублей, компенсируя себе выпадающие доходы, чего не сможет сделать автоколонна.

Считаю, что поднятие тарифа — вынужденная мера, но исправлять ситуацию необходимо прежде всего в самой автоколонне, проведя доскональную проверку того, как там расходовались средства, совершались закупки и т. д. Уверен, будет вскрыто много интересного. Далее необходимо навести порядок на самих маршрутах, а именно, проанализировать обоснованность присутствия такого большого количества автобусов по каждому маршруту и там где возможно – убрать лишние. Необходимо установить точные квоты, регулирующие количество автобусов. Они есть, но по понятным причинам этой проблемы стараются не замечать, и, как следствие, в погоне за рублем из-за маленького интервала мы получаем ДТП, постоянное претензии водителей и перевозчиков о падении доходности, в том числе и «Автоколонны 1308».

Подготовил Иван АЛЕКСЕЕВ

SmolNarod.ru