Увольнение дирижера Игоря Каждана. Ответ филармонии

На минувшей неделе в смоленской музыкальной жизни произошло одно неожиданное событие – был уволен художественный руководитель и главный дирижер Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского, заслуженный деятель искусств АР Крым Игорь Каждан. Он руководил Смоленским русским народным оркестром им. Дубровского с августа 2015 года.

Наши читатели и смоленские любители музыки были в полном недоумении от произошедшего, и стали задавать редакции вопросы о причинах увольнения дирижера оркестра имени Дубровского. Вскоре сам маэстро опубликовал в социальной сети ВКонтакте пост, где изложил свою точку зрения на причины увольнения.

В результате в соцсетях возникла острая полемика сторонников и противников дирижера. Поэтому мы обратились к самому Игорю Каждану, который объяснил нам и всем смолянам своё понимание конфликта, приведшего к его увольнению.

Естественно, наша редакция предложила прокомментировать возникшую ситуацию директору Смоленской областной филармонии Ольге Александровне Сахаровой. И вот сегодня мы получили объемный комментарий (на пяти страницах) из этой организации.

Так как ответное филармоническое письмо оказалось слишком большим, то мы публикуем его в несколько сокращенном виде, убрав из письма сентенции, которые не относятся к увольнению Игоря Каждана, а также излишнюю эмоциональность и длинноты.

001

Итак, вот текст официального ответа Смоленской областной филармонии за подписью её директора О.А. Сахаровой.

С 20 июня 2019 года И.А. Каждан не является сотрудником Смоленской областной филармонии. Он уволен по статье, в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации. Мы хотели бы прокомментировать ряд некорректных сравнений, обвинений и размышлений И.А.Каждана.

Цитата: «Дело в том, что в прошлом сезоне я возглавлял Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского и мне также был поручен Камерный оркестр. В конце сезона директор филармонии Ольга Сахарова решила поменять дирижера Камерного оркестра и пригласила на эту должность пианиста Аркадьева, который и возглавил данный оркестр. С этого всё началось. После этого отношение директора ко мне и к оркестру Дубровского почему-то резко стало меняться. Получилось так, что она даже не поздравила оркестр с 30-летним юбилеем».

Смотрите, какая интересная траектория мысли у И.А. Каждана. Когда был он, да еще и руководителем двух разных коллективов, то «все было хорошо». А как появился другой дирижер (и не важно как зовут «конкурента», Орлов или Аркадьев), то «сразу стало плохо» и потом «становилось все хуже и хуже».

Разве можно считать нормальным, когда двумя такими разными коллективами, как Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского и Камерный оркестр Смоленской филармонии руководит один дирижер?

В реплике И.А. Каждана о том, что в качестве дирижера Камерного оркестра был взят «пианист М. Аркадьев» проявляется сразу и сознательная нечестность и желание унизить как М.А. Аркадьева, так и руководство филармонии.

004

И.А. Каждану отлично известно, что заслуженный артист России, доктор искусствоведения М. Аркадьев с 1998 годя являлся приглашенным дирижером «Геликон-оперы» в Москве, работал главным приглашенным дирижером симфонического оркестра г. Чанша (Китай) и т.д.

Что касается 30-летия оркестра, так и вовсе наглая ложь: в честь 30-летия оркестра на здании филармонии была установлена памятная доска В.П. Дубровскому; все музыканты и дирижер получили денежные премии, по представлению И.А. Каждана музыкантам оркестра были вручены благодарственные письма, сам дирижер получил новый кабинет, который перед этим был отремонтирован, на концерт, посвященный 30-летию оркестра были приглашены музыканты из Санкт-Петербурга, Ульяновска и Москвы. В рамках 30-летия оркестра руководством филармонии был организован гастрольный тур по городам Смоленской области.

003

Игорь Александрович пишет: «Не могу допустить, чтобы хороший коллектив, с которым я четыре года проработал, отдали в какие-то непонятные руки. В Смоленске и Смоленской области, к сожалению, нет дирижеров с достойным образованием».

В России много талантливых дирижеров и музыкантов, в том числе и в Смоленске. И их надо взращивать и давать им путевку в жизнь, а не вести политику «никого не пущу в свой оркестр».

Цитата: «А 22 июня наш оркестр должен был выступать на Всероссийской акции на Поле Памяти в Вязьме. Несмотря на увольнение, мне было разрешено дирижировать оркестром. Однако директор своим решением отменила поездку нашего оркестра, а вместо нас поехал Камерный оркестр. Спасибо коллегам, которые смогли быстро заменить нас и сохранить остатки чести главного концертного учреждения области».

Оркестр Дубровского – один из лучших коллективов Смоленской области, но не будем забывать о тех самых коллегах и других коллективах Смоленской областной филармонии, которые с честью выступили на этом и других мероприятиях. Напоминаем, что в Смоленской областной филармонии работает шесть коллективов и солисты, а не только оркестр Дубровского. Элементарное непонимание этого факта часто приводило к конфликтам. Другими словами, филармония – это не только оркестр Дубровского. Это более 400 концертов в год, из которых концерты оркестра занимают десятую часть. И это тоже нужно понимать.

Концерты 62-го музыкального фестиваля им. М.И. Глинки были очень успешными, о чем свидетельствовали аншлаговые залы и благодарные отзывы слушателей.

От редакции.

Мы дали высказаться двум конфликтующим сторонам, и поэтому считаем, что публичная дискуссия по этому вопросу завершена. Надеемся на здравомыслие сторон. Ибо, как известно, «плохой мир лучше хорошей войны».

Нам же ясно одно – конфликт разделил коллектив филармонии на два враждующих лагеря противников и сторонников Каждана и Сахаровой. Думается, что в подобных конфликтах виноваты все участники. Естественно, такая ситуация не способствует творческому процессу, а скорее даже вредит ему. Ведь в конечном итоге страдает репутация не только филармонии, как организации, но и отдельных её коллективов. И, конечно, страдают смоленские любители музыки.

SmolNarod.ru