Первого октября 1938 года, то есть 80 лет назад, началась активная фаза строительства автомагистрали Москва-Минск, которая сегодня называется трасса М 1 «Беларусь».
Решение о ее строительстве было принято в марте 1934 года, но активно начали строить с 1 октября 1938 года. Магистраль Москва-Минск должна была стать первой в СССР дорогой с твердым асфальтовым покрытием.
Первоначально на строительстве новой дороги было задействовано более 100 тысяч человек, которым, кроме всего прочего предстояло «перекинуть» 115 мостов через реки, включая Днепр и Вопь. Строили дорогу в основном заключённые Вяземлага, но на строительстве были и комсомольцы-добровольцы, и местные жители.
Трасса берет начало на пересечении Можайского шоссе и Московской кольцевой автомобильной дороги и доходит до границы с Беларусью, обходя древние русские города Можайск, Гагарин (ранее Гжатск), Вязьму, Дорогобуж, Ярцево и Смоленск. Далее дорога переходит в автомагистраль в направлении Минска, Бреста и Варшавы.
Сегодня эта трасса является частью европейского маршрута E30 и азиатского маршрута AH6. Общая протяженность – чуть менее семисот километров, пишет «Российская газета».
По территории Смоленской области трасса М1 проходит в непосредственной близости к югу от города Гагарина (172 км), к северу от Вязьмы (227 км), через Сафоново (297 км) и Ярцево (334 км), далее к северу от Смоленска по объездной дороге (394 км) и следует до государственной границы с Республикой Беларусь (440 км).