Железнодорожному направлению Москва-Смоленск-Брест исполнилось 145 лет

145 лет назад открылось движение по железнодорожному направлению Москва-Смоленск-Брест.

После открытия в 1862 году железнодорожного сообщения с Варшавой необходимо было от Смоленска связать с Брестом вторую железную дорогу – Московскую. Царское правительство ускорило ее строительство в связи с тем, что в западных областях империи тогда случился неурожай, и голодающему населению нужно было дать возможность заработать.

Концессию на строительство линии Смоленск-Брест было решено выдать обществу Московско-Смоленской железной дороги, которое затем переименовали в общество Московско-Брестской железной дороги. Его руководителям удалось организовать согласованную работу на большой территории. Однако труд рабочих-строителей, в большинстве своем крестьян из окрестных деревень, был необычайно тяжел.

Работы велись сразу на трех участках: от Смоленска к Минску, от Минска к Смоленску и из Бреста к Минску. Одновременно заканчивалось строительство участка от Москвы до Смоленска, завершившееся в сентябре 1870 года. А всего через год началось движение по всей магистрали Москва-Смоленск-Брест. Дорога от Смоленска до Бреста длиной 650 километров была построена всего за 18 месяцев!

29 ноября 1871 года в 11 часов утра после молебна и окропления святой водой из Минска одновременно отправились два пассажирских поезда: один в Москву, другой – в Брест.

В первые годы путь от Москвы до Бреста товаро-пассажирский поезд №1 проходил за 79 часов 30 минут. Скорость паровоза не превышала 45 километров в час, через каждые 20-25 километров он останавливался, чтобы заправиться водой и топливом.

111

В холодное время года проводники приносили ведра с горячими кирпичами в вагоны второго и третьего классов, вагоны первого класса отапливались печами. Также впервые в России на Московско-Брестском направлении стали применять газокалильные фонари для освещения вагонов.

Вагоны первого класса оснащались мягкими креслами и диванами, обитыми красным бархатом, однако спальные места в привычном сегодняшнем понимании отсутствовали. У вагонов второго и третьего классов не было даже ступенек, и их пассажирам приходилось прыгать прямо из дверей на низкие платформы.

Строительство Московско-Брестской железной дороги имело большое значение для экономики, способствовало развитию промышленности России: по условиям концессии не менее одной трети необходимого оборудования надлежало закупить внутри страны. Это составляло без малого более миллиона пудов рельсов, 44 паровоза, 20 пассажирских и 800 товарных вагонов. Опыт строительства магистрали, проходившей через Смоленск, позднее пригодился при проектировании и прокладке новых железнодорожных линий, пишет Виртуальный Брест.

SmolNarod.ru
*
**