Союз российских пивоваров предупредил, что цены на пиво вырастут на 15 процентов.
В Союзе российских пивоваров пояснили, что пиво подорожает из-за введения обязательной маркировки. Организация уже направила обращение к Минпромторгу с просьбой пересмотреть сроки и целесообразность введения этой меры.
Пивовары считают, что новые требования по маркировке обойдутся им очень дорого. Только на закупку необходимого оборудования для маркировки и приборов учета кодов для крупного регионального завода уйдет не менее 60-80 миллионов рублей.
Из-за всех издержек продукция для конечного потребителя вырастет не менее чем на 15 процентов. Из-за подорожания россияне просто начнут пить нелегальный алкоголь. А это приведет к росту теневого рынка и деньги пойдут мимо бюджета.
Кроме того, пивовары заявили, что индустрия имеет высокую производительность (до 60 тысяч бутылок в час). Столь быстрое нанесение кодов на потребительскую тару технически невозможно. Это приведет к масштабным сбоям оборудования и остановке производства, пишут Ведомости.
В Центре развития перспективных технологий нам прокомментировали данную ситуацию:
Ситуация на рынке пива выглядит не так радужно, как заявляет СРП (Союз российских пивоваров). Проблема нелегального оборота в отрасли стоит достаточно остро. По данным и регуляторов, и экспертов на рынке присутствует продукция с нарушениями. Высшая школа экономики выявила, что в I полугодии 2021 г. объем нелегальной пивной продукции увеличился до 14%, что приводит к потерям бюджета до 30 млрд рублей в год, в том числе из-за недобора платежей по акцизу на пиво.
Система маркировки, конечно, направлена не только на борьбу с контрафактом и фальсификатом, но и с любыми другими видами нелегальной продукции. На рынке пива это чаще всего неучтенное производство и продажа, сопровождаемые уклонением от уплаты налогов, несоответствие требованиям ГОСТа и техническим условиям, «серый» импорт из стран ЕАЭС, импорт просроченной продукции с последующим нанесением недостоверных данных о дате производства, недостоверное декларирование при ввозе (занижение объема или таможенной стоимости) для уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов.
В 2019 году изъято нелегальной пивной продукции на 8% больше, чем годом ранее, а сумма начисленных штрафов возросла на 27%. На днях в Северной Осетии полиция закрыла целый пивзавод, который производил контрафактное пиво. По оценкам НИФИ, в сегменте пива доля незаконного оборота составляет более 40%.
Система маркировки введена в 14 товарных группах. Технологии, которые используются в пивной отрасли, аналогичны тем, что и для маркировки воды, причем и форм-факторы, и скорости у обеих отраслей схожи. Маркировка воды успешно стартовала 1 декабря 2021 года и все предприятия – и российские, и импортеры – приступили к маркировке.
Если говорить о ценах для покупателей – ни в одной отрасли, где цифровая маркировка уже стала обязательной, она не привела к росту цен. Этого не произойдет и в пиве.
И о затратах производителей, а также сроках подготовки: за шесть месяцев эксперимента удалось запустить маркировку в тестовом режиме на 18 предприятиях. Как показала практика, для оснащения малого производства необходимо 2-4 недели, среднего – 1-3 месяца, крупного – 3-3,5 месяцев. Стоимость внедрения для микропивоварен и минипивзаводов (до 300 тыс. дал в год) составит от 25 тыс. рублей (сумма включает оборудование для печати и считывания кодов, программное обеспечение). Для средних предприятий (300 тыс. дал – 10 млн дал в год) – около 1 млн рублей, а для крупных заводов (от 10 млн дал в год) – 3,5 млн рублей.