Этот неудобный вопрос мы задавали не один раз. Госинспекция по маломерным судам постоянно проводит рейды. Инспекторы объясняют рыбакам, чем опасен тонкий лёд. То есть действуют в рамках своих полномочий. Всегда ли этого достаточно?
Про то, что тонкий лёд опасен, знает каждый. Инспекторы ГИМС регулярно отчитываются о проведённых рейдах и памятках, которые раздают рыбакам. Спасатели выходят на лёд в спасательных жилетах. Показательно, что на большинстве рыбаков такого жилета нет. А статистика несчастных случаев – вещь упрямая. В тяжёлой одежде выбраться из холодной воды почти невозможно даже подготовленному человеку. В конце прошлого года было несколько происшествий время зимней рыбалки.
Парадокс, но отсутствие спасжилета летом в лодке – это штраф в 15 тысяч рублей. В относительно тёплой воде при минимальных навыках спортивного и просто плавания шансы выкарабкаться есть. Зимой все эти шансы стремительно уходят в ноль. Недавняя трагедия на Днепре – лишнее тому подтверждение. Но никакими законами и нормативными актами не предусмотрены спасательные жилеты на рыбаках зимой. И наличие «спаса» на льду до сих пор носит рекомендательный характер. Если есть, хорошо, нет его, и ладно. Инспектор тут бессилен что-либо предпринять.
Речь даже не о штрафах, а об элементарной безопасности людей. Понятно, что запрещающие таблички на кромке льда мало кого вразумят. Но они должны быть. Понятно, что за безопасностью в этом случае должны следить и муниципалитеты. На практике получается, что вместе с раздачей памяток ресурсы тратятся на спасение и — в других случаях — на поиски тех, кого спасти не удалось.