Слегка перебрали. Как скажется повышение цены на алкоголь на здоровье смолян?

Повышение минимальной розничной цены на водку и коньяк, предложенное Минфином, вызвало неоднозначную реакцию экспертов. Цель финансового ведомства – пополнение бюджета, фоном идёт забота о здоровье населения. Дескать, если станет цена выше, значит и количество выпитого уменьшится. Так ли это на самом деле?

«Вот нам необходим бюджет великой державы, а потому очень, очень нужны деньги; спрашивается: кто же их будет выплачивать через эти пятнадцать лет, если настоящий порядок продолжится? Труд, промышленность? ибо правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью. Но какой же образуется труд при таких кабаках?» Если убрать устаревшие слова, то фраза Ф. М. Достоевского станет звонким ответом для нынешних наполнителей бюджета.

В рейтинге регионов, подготовленном «Трезвой Россией», Смоленщина по занимает 56-е место из 85. Ранжирование идёт по «степени трезвости». Это итоговый балл, который рассчитывается из количества проданного алкоголя, заболеваемости, статистики пьяных преступлений, и числа фактов нелегальной продажи спиртного. По итогам прошлого года нам присвоили итоговый балл – 38.96. Чем он больше, тем ситуация хуже. Лидером рейтинга стала Ингушетия со степенью трезвости 12,53, антилидер – Республика Коми со степенью в 49,25. Цифры говорят, что до лидирующих позиций нам ох, как далеко.

Четыре года назад Смоленский регион после регулярного падения вниз занимал 60-ю строку в «алкогольном» рейтинге России. Казалось бы, есть повод для оптимизма. Но цифрах, определяющих ту самую степень трезвости ситуация стала хуже: 36,73 тогда и 38.96 — сейчас. Цены на алкоголь в этом году тоже на месте не стояли. Да и коронавирус, похоже, слабо повлиял на снижение тяги к спиртному.

Бутлегеры тоже следят за ситуацией на рынке официальном. С начала года смоленские полицейские изъяли больше 32 тысяч литров «левого» алкоголя. Федеральные эксперты говорят о том, что повышение цены на легальном рынке уведёт покупателя в рынок теневой. Достигнет ли в этом случае повышение цен заявленной цели? В Смоленске есть «мурлычки», где продают горячительное в любое время суток. Но — только «для своих». Откуда продавцы берут товар и какого он качества, остаётся только догадываться.

Ещё одна из задач грядущего повышения цен на водку и коньяк – снизить процент «левого» товара на прилавках. В 2016 году алкоголь решили прогонять через ЕГАИС. Было установлено специальное оборудование на кассах. Тогда тоже хотели нанести удар по теневому рынку. И тогда же говорили, что чуть ли не каждая третья бутылка в России – это левак. Система работает пять лет. По разным данным сейчас по стране гуляет до 30 процентов «палёнки». Что изменилось?

Слегка перебрали. Как скажется повышение цены на алкоголь на здоровье смолян?
фото: pixabay.com

Власть хочет, чтобы потребитель отдавал предпочтение качественному продукту. Но высокая цена не всегда это гарантирует. С помощью мобильного приложения «Антиконтрафакт Алко» мы проверили наклейки на нескольких товарах. Происхождение относительно недорогой продукции было ясным и понятным. А вот про один совсем недешёвый напиток система сообщила: «в розничную сеть не поступал». Хотя данные о нём высветились. Специалисты говорят, что если на душу населения приходится 6 литров спиртного в год, то в этом случае надо говорить об алкоголизме. Россия в международном рейтинге занимает не первое место. На душу населения в среднем по стране на год приходится до 12 литров горячительного.

Ещё один штрих из истории. В 19 веке в отдельных деревнях на пятьдесят жителей приходился один кабак. Когда точки продажи закрывали, а откупщиков и целовальников гнали взашей, деревни медленно поднимались с колен в самом что ни на есть экономическом смысле. И Смоленщина тогда не была исключением.

SmolNarod.ru