Сотрудники Института воспитания обсудили вопросы внедрения новых программ. Смоленск стал первым городом, где презентовали эти разработки. Совещание прошло в медицинском колледже в присутствии руководителей профильного департамента, института развития образования и директоров нескольких учреждений. Где и как их будут внедрять, пока неизвестно.
Примерные программы воспитания разрабатываются по заданию Министерства просвещения РФ. Занимаются ими сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
«Сегодня команда Института воспитания выехала в один из регионов России – в Смоленск – для того, чтобы детально обсудить с коллегами на местах, насколько те документы, которые мы разработали, действительно способны войти в повседневную жизнь образовательных учреждений», – отметила директор Института воспитания Наталья Агре.
Список программ висят на сайте Института. В программе воспитания для школ появился термин «национальный воспитательный идеал». Есть список общественных ценностей, к которым надо «развивать позитивное отношение» и учить нормам поведения. В общем, если взять учебник педагогики советского образца, там написано то же самое, но другими словами. Пересказывать многостраничные разработки не имеет смысла: кому надо сам прочтёт. Там есть и внушительный перечень мероприятий, начиная от ежегодных выездных многодневных (!) и заканчивая социальными внешкольными проектами.
По идее инициаторов, школы и колледжи должны будут на основе рекомендаций учёных мужей сделать собственные разработки в предложенном ключе. Ну, и внедрять их в воспитательный процесс. Возникает несколько вопросов: зачем это нужно дипломированным специалистам?Подготовленный человек сам определит, что и как ему нужно делать. А в школах есть типовые разработки – бери и пользуйся.
Второе: будут ли у педагога время и силы внедрять всё это новшество? Чтобы прокормить себя и семью учитель вкалывает порой на две ставки, забирает домой кучу материалов: надо подготовиться к следующему дню, который будет не легче прошедшего. Третье: внедрение чего бы то ни было в нашей действительности означает ещё один ворох отчётности. Хотя учителя даже в малокомплектных школах порой не успевают подготовиться к урокам, потому что надо сдать в департамент очередную бумажку. А порой и не одну. Уже сейчас многие молодые преподаватели задают резонный вопрос: а когда собственно учить и воспитывать? То есть делать то, чему уже обучены, и то, чего ждут от них ученики и их родители.