Многим россиянам в эти новогодние каникулы пришлось сменить привычки и выбрать необычные для себя направления для путешествий и развлечений. Расскажем о пяти главных трендах новогоднего отдыха, которые могут изменить туристический рынок в 2021 году. Спойлер: в Смоленске туристы присутстуют.
Нужен ли нам берег таиландский?
Выездной туризм хоть и восстанавливается, но явно отстает от уровня прошлого года. Также сменились и направления. Теперь главным местом для зимнего зарубежного отдыха россиян становится Турция. Спросом пользуются туры в Стамбул и на горнолыжные курорты Улудаг и Карталкая. В ноябре доля Турции в продажах зарубежных туров доходила до 49%. Однако после новостей о закрытии в турецких отелях бассейнов и зоны спа-услуг, а также введении в стране карантинных ограничений доля продаж упала. По оценкам различных систем бронирования она составила около 34%.
Впрочем, многие россияне успели забронировать номера еще осенью. Сами отели стараются привлечь туристов высоким уровнем качества услуг и некоторыми послаблениями. Например, в отелях Стамбула разрешили приносить и заказывать еду в номер. Даже в случае ограничений турецкое направление остается в лидерах, пока другие страны закрыты для массового туризма. Как, например, Таиланд, который был лидером продаж в прошлогодние новогодние праздники.
Полеты в никуда. Или необычные туры
Абсолютным лидером по бронированию новогодних туров у россиян в этом году, конечно, стала наша страна. Много разговоров и постов в социальных сетях было об отечественном ответе международному тренду «полеты в никуда» — полуторачасовом полете специальным рейсом авиакомпании «Победа» из аэропорта Внуково в аэропорт Внуково по цене 7,5 тысячи рублей.
Конечно, этот полет ориентировали на определенную целевую аудиторию людей, влюбленных в небо, и представлял собой, по сути, экскурсионную программу, организованную пилотами-энтузиастами, которые арендовали самолет для чартерного рейса из Москвы в Москву. Во время всего полета в салоне находился легендарный пилот Алексей Кочемасов, известный в соцсетях как «летчик Леха», который комментировал все происходящее за бортом, раздавал автографы и фотографировался с пассажирами.
— Этот тренд на «полеты в никуда» может получить развитие в нашей стране, так как существует большой спрос на подобные туры, особенно сейчас, после появления восторженных откликов о первом таком опыте, — отмечает профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева.
Многие регионы предлагают свои необычные туры. Например, турфирмы нефтегазовой столицы России Тюмени приглашают желающих в нефтяные туры, включающие в себя посещение буровой установки, разведочной скважины, а также учебного полигона. В результате такой поездки у туристов даже будет возможность самостоятельно найти и добыть «черное золото».
Также востребованными оказались, как необычные концепции средств размещения, так и традиционные выездные туры для детей. Например в Великий Устюг к Деду Морозу или в Анапу на зимние театральные каникулы.
Многие россияне стремятся просто отъехать недалеко от города с целью отдыха и рекреации. Среди москвичей, например, лидирует бронирование туров в Подмосковье и других близлежащих регионах. Устойчивый спрос на эти направления был и раньше, но в этом году он стал более выраженным — недорогие и короткие путешествия стали более популярными у жителей столицы.
Следствием пандемии стал рост спроса на туры с лечебно-оздоровительными целями, например на санатории Урала и Сибири. Безусловным лидером по этому направлению в нашей стране стал бальнеологический курорт Белокуриха в Алтайском крае.
Россияне отправились в горы
Среди горнолыжных направлений, спрос на которые в этом году возрос в полтора раза по сравнению с прошлым годом.
— Но самым дорогим, конечно, является отдых на Красной Поляне — средняя стоимость забронированных туров составляет около 80 тыс. рублей, тем не менее это примерно на 5% ниже, чем в прошлом году. В целом горнолыжные туры с размещением в гостиницах категории 5 звезд выбирает не более 1%. Большинство же горнолыжных туров приходится на гостевые дома и апартаменты категории 1–2 звезды или без звезд, — отмечает Наталья Зайцева.
Как отмечает эксперт, многие россияне даже в условиях пандемии стремятся к путешествиям. Вместе с тем, часть потенциальных туристов все же решила отложить поездки в новогодний период. Поэтому можно констатировать наличие отложенного спроса, который при благоприятных условиях и продолжении программы кешбэка на туры по России реализуется в наступающем году.
А что в Смоленске?
Как отмечает ряд представителей туриндустрии, по причине введенных ограничений число гостей нашего региона значительно уступает прошлому году. «Кусается» и цена вопроса — теперь к стоимости тура необходимо прибавить и цену за справку об отсутствии COVID-19. Таким образом, поездка в двухдневный тур обойдется на одного человека в среднем в 10 тысяч рублей.
— Туристы, конечно, есть, но их немного. Поскольку выходные продолжаются, сейчас сложно сказать, насколько существенным оказалось падение турпотока, — рассказывает краевед, экскурсовод Михаил Ефимкин. — Бронирование началось примерно на месяц позднее обычного и не было таким активным, как в прежние годы. В целом, у каждой компании и отдельного гида ситуация расходится. По моим ощущениям, движение туристов началось с сегодняшнего дня, 3 января.
По словам нашего собеседника, в этому году акцент приходится на индивидуальные экскурсии (семьи, группы до 10 человек). Если ранее группы набирались по 50 человек, то сейчас — от 15 до 30.
— Вероятно, один из наглядных примеров — наличие туристов в Успенском соборе или у памятника «Благодарная Россия — Героям 1812 года» («памятник с орлами» — прим. автора). Ранее здесь встречались по 10-12 различных групп, сейчас в одной точке могут столкнуться 2-3 группы. Есть подозрение, что люди элементарно опасаются поездок в период пандемии. Однако есть и смелые люди, которые хотят путешествовать и не готовы сидеть дома даже в нынешних «коронавирусных» условиях.