ЕГЭ хотят отменять?

Общество

Вопрос об эффективности Единого государственного экзамена всплыл на поверхность в середине мая этого года. По итогам опроса, проведённого ВЦИОМ, две трети россиян поддерживают отмену обязательной части ЕГЭ. Речь идёт о тех, кто не собирается после школы поступать в вузы. Часть опрошенных высказалась за реформирование итогового экзамена. Попробуем разобраться, что не так с аттестацией выпускников?

Сам экзамен упорно внедряли в течение минимум 15 лет. Основные посылы и лозунги сводились к следующему. Первое – надо дать всем школьникам России равные возможности поступать в любые вузы страны. Второе – нужно снизить эмоциональную нагрузку на детей. Третье – разработать единые требования к экзамену, чтобы исключить влияние человеческого фактора. Есть ещё четвёртое – на фоне равных возможностей сделать ненужным институт репетиторства. Есть пятое и так далее. Что получили? Реальную возможность поступить в любой вуз. Правда, некоторые учебные заведения подсуетились и ввели дополнительные внутренние испытания (ДВИ). И кроме баллов по ЕГЭ надо было писать контрольные, оспорить результаты которых было очень сложно.

Снижение эмоциональной нагрузки? Школьников собирают утром, ведут в абсолютно незнакомую школу, проводят через металлоискатели. Затем выпускники четыре часа сидят под видеокамерами, собираясь с мыслями, чтобы не напортачить на экзамене. Затем, получив итоговый результат, направляют документы в несколько вузов, и начинается лотерея: куда возьмут? Человеческий фактор здесь практически отсутствует.

детей
фото: Григорий Калачьян

Репетиторство? Подавляющее большинство готовится к высоким баллам по ЕГЭ как раз с помощью репетиторов. А если семейный бюджет не позволяет такой роскоши? А ребёнок талантлив и трудолюбив, и ему нужно дать дорогу к хорошему образованию. Как ему вырваться вперёд в этой гонке за баллами? За полтора десятка лет образование как-то попривыкло к этой модели. Теперь курс обратный: реформировать или отменить вообще.

«ЕГЭ — это слепок с англо-саксонской модели. Главное — не научить всех в соответствии с потребностями экономики, а взять и обрезать, к примеру, ТОП-20 эффективных детей. Остаются не самые талантливые, а те, кто в сумме везде, по всем экзаменам набирают большее количество баллов. Это люди с менеджерским типом мышления: они понимают, о чем их спрашивают, но не способны сами решить проблему», — поясняет изданию «Накануне.ру» научный руководитель Института сетевого анализа Галина Градосельская.

Эксперты предлагают рассмотреть отмену ЕГЭ, предложив переход на цифровые портфолио. По мысли общественного омбудсмена в образовании Амета Володарского, современному работодателю надо понять уровень возможностей кандидата. Продолжение идеи – собирать электронное портфолио с детского сада. Возникают вопросы – каковы критерии и… «а судьи кто»?

Если следовать такой логике, то, разрывая цепочку «сад-школа-ЕГЭ», можно получить постоянную гонку за достижениями, начиная с пелёнок. Хотя многовековой педагогический опыт говорит о том, что у ребёнка должно быть детство, нужна возможность приобретения своего жизненного опыта со школьной скамьи, нужен волнительный праздник выхода в большую жизнь.

ЕГЭ хотят отменять?
фото: Григорий Калачьян

Что получаем? Зампред Госдумы Пётр Толстой считает, что ЕГЭ себя не оправдал, поэтому надо вернуться к национальной системе, то есть, в прошлое, от которого мы 15 лет назад отказались. Но за это время система образования поменялась. Она заточена на ЕГЭ. От формирования личности перешли к накоплению «компетенций». Школа теперь не учит и воспитывает, а предоставляет «образовательные услуги». А где услуги, там и негласный закон – клиент всегда прав. И не надо потребителю слушать про педагогику и высокие материи. Рособрнадзор, который в потенциально новой системе видят Рособрконсалтингом, в свою очередь, предположил, что структура ЕГЭ может поменяться к 2030 году.

Если начинающий формироваться вектор движения примерно понятен – реформировать – то цель пока видится туманной. Проведём аналогию с системой советского образования. Тогда был социальный заказ и чёткое понимание того, что должна дать на выходе школа. Чего хотят сейчас федеральные и не только эксперты? Запустить колесо очередной реформы, на которую потребуется финансирование? Наверное, продуктивнее изучить опыт тех стран, куда уехали российские педагоги, взять лучшее, пересадить на отечественную почву. Дать ключевому звену образования – учителю – достойную зарплату, вернуть профессии уважение и статус, убрать кучу ненужной отчётности. А уже затем задаться вопросом – что надо сделать, чтобы российское образование вышло в мировые лидеры?

SmolNarod.ru