«Генералы песчаных карьеров»

Каждый день по территории Смоленской области разъезжают сотни тяжелых самосвалов, которые доставляют на асфальто-бетонные заводы тысячи тон нерудных материалов – щебня, гравия, песка, песчано-гравийной смеси. Эта неброская для непосвященных работа щедро оплачивается: только в 2013 году на содержание дорог в регионе было израсходовано 1,3 млрд рублей. Чтобы деньги не растекались «по чужим карманам», в первый же год правления губернатора Алексея Островского происходит централизация дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ), разбросанных по территории всей Смоленской области. Если в прежние времена все 24 ДРСУ находились в районном подчинении, то при Островском ситуация изменилась: теперь гигантской сетью предприятий, имеющих в распоряжении тяжелую технику и асфальто-бетонные заводы, фактически заведуют из одного кабинета.

Чтобы особо любопытные граждане не задавали лишних вопросов, процесс назвали реформой дорожно-строительной отрасли. Смысл реформы заявлен следующий: создание единого дорожного холдинга позволит сэкономить бюджетные средства при закупке ГСМ, асфальта, песка, гравия, запчастей — просто потому, что теперь закупками занимается крупный покупатель, которому предоставляются скидки, заявил Михаил Питкевич «Российской газете». «Раньше ДРСУ обслуживало дороги только своего района: машина выехала на трассу, которая проходит по территории пяти муниципальных образований, посыпала ее песком до границы с соседями и отправилась обратно вместе с песком, — рассказал Михаил Питкевич. — В масштабах области такие перепробеги выливались в астрономическую сумму, и самое неприятное здесь то, что эти деньги в буквальном смысле уходили в никуда».

3

На первый взгляд благие начинания, однако обернулись они до боли знакомыми схемами, которые в прямом смысле слова не позволили деньгам «уходить в никуда». Причем в реальности об экономии мало кто думает: закупки, как правило, осуществляются по максимальной цене контракта. Сегодня мы расскажем вам историю смоленского предпринимателя, директора фирмы ООО «ЛАУКАР» Дмитрия Сухова, который решил поучаствовать в выполнении выгодных госконтрактов. У нас появится уникальная возможность узнать, как выглядит работа по освоению госконтрактов глазами субподрядчика.

Ты помнишь, как все начиналось…

В апреле 2014 года ООО «ЛАУКАР» участвовало в четырех электронных торгах на поставку нерудных материалов по Смоленской области. Заказчиком данных лотов являлся «Смоленскавтодор». Общая сумма лотов составила 149 млн рублей (Лот 1, лот 2, лот 3, лот 4). Перед тем как участвовать в торгах, Дмитрий подсчитал рентабельность выполнения заявленных аукционов. Выяснилось, что прибыль можно извлечь даже при снижении цены контрактов до 25 % от заявленной заказчиком. Таким образом, экономия бюджета Смоленской области может составить 37,2 млн рублей.

Как только Сухов включился в подготовку документации, к нему обратился некий представитель «Смоленскавтодора» и, назначив встречу в офисе бюджетного учреждения, предложил не участвовать в предстоящих аукционах, обосновав это тем, что работать ему не даст сам заказчик. Как заказчик намеревался «не дать» — не пояснялось. Но на всякий случай был предложен «утешительный приз» в виде лота на сумму не более 8 448 000 рублей. Дмитрий от предложения отказался. ООО «ЛАУКАР» приняло участие во всех аукционах, снизив, как и планировалось, стоимость контрактов на 23%, т.е. на 34,1 млн рублей, в результате чего было признано победителем. Но радость от победы была недолгой.

На деревню дедушке

«Генералы песчаных карьеров»

А теперь расскажем «инструкцию по эксплуатации подрядчиков», от которых нужно избавиться любой ценой, практикуемой в «Смоленскавтодоре» . Итак, первое, что нужно сделать – сорвать поставки несговорчивому победителю аукциона. Чтобы было понятно, срыв поставок – это вам не в школу опоздать. За это вы получите «двойку» в виде расторжения госконтракта. А в придачу – обязательство выплатить банковскую гарантию, которой банк возмещает заказчику ущерб от действий нерадивого подрядчика. К слову, в данной истории сумма гарантии составляла, не много ни мало, 60 млн рублей.

По этой «инструкции» и начал действовать заказчик. Первое, что решили сделать – не высылать заявки на поставку материалов в установленной форме и вовремя. Т.е. заявка как бы есть, но вот применить ее можно, разве что, в туалетной комнате. Например, из бумаги странным образом исчезли адреса доставки материалов, а вместо них указывались лишь населенные пункты.

Чтобы как следует запутать водителя 30-тонного самосвала, судорожно разыскивающего место выгрузки, в заявке решили не проставлять должностное лицо. Т.е. бедолага-водитель, намотавший с полсотни километров на доверху груженой машине, банально не знал, к кому обратиться за приемкой товара, и кто несет ответственность за его сохранность. На протяжении всего времени с момента заключения и до момента расторжения контракта Дмитрий Сухов ежедневно писал письма на имя директора СГГБУ «Смоленскавтодор» Апакова (имеются в распоряжении редакции) с просьбой дать точные координаты выгрузки товара а так же список лиц ответственных за приему товара. Но внятного ответа на них так и не получил.

Микроскопом и весами по голове

Когда водитель все-таки находил место выгрузки и ответственного, за дело брался начальник отдела испытательной лаборатории «Смоленскавтодора» Александр Пушкарев. Чтобы обеспечить приемку товара, необходимо провести экспертизу его партии. Предпринимателю заявили, что если партия товара менее 10 машин, то пробы берутся с каждой машины, на что уйдет от 4 до 20 рабочий дней. В результате заказчик фактически заблокировал поставку материалов, сославшись на то, что пока не будут проведены лабораторные исследования товара из каждой машины, следующие партии приниматься не будут. К слову, годом ранее партией товара считалась заявка на объем от 300 до 2000 тонн единовременно в один адрес поставки. «В результате исследований содержимого каждого из самосвалов были созданы условия, в которых выполнить взятые на себя обязательства оказалось в принципе невозможным», — считает Дмитрий Сухов. Но на этом его злоключения не закончились.

6

Еще одно орудие в борьбе со строптивыми подрядчиками – весовой контроль. Так, к примеру, 16 мая 2014 года машины предпринимателя отказались разгружать на том основании, что в Рославльском филиале «Смоленскавтодора» весового контроля попросту нет. А в соседнем, Шумячском филиале, предпринимателю предложили выгрузить материал на территории филиала вообще без официальной приемки, на что предусмотрительный предприниматель незамедлительно составил акт.

Видя непробиваемую стену административной машины, Дмитрий направился на прием к директору «Смоленскавтодора» Владиславу Апакову, где в ходе личной встречи рассказал о сложившейся ситуации. «Мною было предложено завезти нерудные материалы в субботу, на что Апаков В.В. дал свое согласие и сказал, что если кто-то будет препятствовать в работе и выгрузке материала, лично звонить ему на мобильный телефон в любое время», — вспоминает Дмитрий. Однако стоило предпринимателю покинуть высокий кабинет, как все продолжилось в прежнем ключе. Так, 24 мая 2014 года после звонка Апакова директору Сафоновского филиала Виктору Полякову, приемка самосвалов от ООО «ЛАУКАР» была вновь заблокирована, о чем Поляков и поведал Дмитрию в телефонном разговоре.

6

Деньги на бочку

9 июня 2014 года «Смоленскавтодор» в лице директора Владислава Апакова привозит в банк требование о выплате банковской гарантии. Бюджетное учреждение подает жалобу в ФАС Смоленской области с требованием о признании фирмы ООО «ЛАУКАР» как уклонившейся от исполнения своих обязательств, для внесения ее в список недобросовестных поставщиков. На заседании от 11 июня 2014 года комиссия ФАС не признала обращение «Смоленскавтодора» правомерным. Предприниматель направляет в арбитражный суд 4 иска о неправомерном расторжении контракта со стороны заказчика.

Суд становится на стороне ООО «ЛАУКАР», приостанавливает выплаты по банковским гарантиям, однако «Смоленскавтодор» в срочном порядке проводит новые аукционы по расторгнутым контрактам (Лот 1, лот 2, лот 3, лот 4). Апаков действует по привычной схеме: контракты выставляются по первоначальной, завышенной цене перед четырьмя выходными днями 11 июня 2014 года с единственной целью — создать все условия для проведения торгов по заранее спланированной схеме с теми подрядчиками, которые интересны заказчику. Стоит ли удивляться, что одна из фирм была создана за несколько недель до аукциона с уставным капиталом 10 000 рублей. В результате бюджету Смоленской области был нанесен ущерб на сумму более чем в 30 млн рублей: снижение на торгах либо не было вообще, либо оно было минимальным — до 1%.

Пока суд да дело, предприниматель Дмитрий Сухов собирает доказательства того, что требования Апакова в отношение весового контроля и экспертизы партий товара – банальный инструмент выживания неугодных поставщиков. Ему удалось собрать десятки свидетельств того, как водители спокойно занимаются перевозками с просроченными пропусками, на перегруженных машинах и не утруждая себя бесконечными экспертизами партий товара. Все как один говорят: если у тебя все обговорено — никаких проблем с бизнесом у тебя не будет.

5

Вместо эпилога

5 декабря перед офисом Смоленского регионального отделения партии «Справедливая Россия» состоялся пикет, в ходе которого пятеро молодых людей потребовали от депутата областной Думы Константина Давыдкина сдать мандат. По версии пикетчиков, депутату Давыдкину некая фирма ошибочно (!) перечислила без малого 4 млн рублей, а на требование вернуть которые Давыдкин, якобы, ответил отказом. Представители прессы оперативно прибыли к месту действа и запечатлели то, как группа молодых людей имитировала народное недовольство. В качестве документального подтверждения противоправных действий Давыдкина у организатора были припасены документы: решение арбитражного суда в отношении ООО «ЛАУКАР» и ксерокопия письма директора некоего ООО «Солид-АСК» губернатору Смоленской области, в котором он просит его оказать содействие «в восстановлении законных интересов неправомерными, незаконными действиями депутата областной Думы».

Рассказывает Константин Давыдкин: «Несколько месяцев назад по просьбе моего друга, директора ООО «ЛАУКАР» Дмитрия Сухова я предоставил в залог под кредит для обеспечения сделки свою землю. Я не был уверен, что сотрудничество ООО «ЛАУКАР» и «Смоленскавтодора» пройдет честно и законно, почему и пытался отговорить Дмитрия связываться с этими сомнительными людьми. Но отказать в просьбе ему не мог и предоставил в залог земельный участок, стоимость которой на сегодняшний момент примерно в 15 раз превышает возникшие по той сделке обязательства».

www.youtube.com/embed/b415xig0440

Из неофициальных источников нам стало известно, что на переговоры с ООО «Солид-АСК» приезжали лично Владислав Апаков и даже первый вице-губернатор Смоленской области Михаил Питкевич. Если они действительно имели место, «пазл» складывается полностью, а ответ на вопрос о том, кто, и главное, зачем впутывает в эту историю депутата Смоленской областной Думы, напрашивается сам собой.

Иван ГРОЗНЫЙ

SmolNarod.ru