В ноябре этого года исполняется 30 лет первому автоматическому космическому полету в рамках советского проекта «Энергия-Буран».
Для испытаний был создан специальный полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран» – БТС-002 (Большой транспортный самолёт второй), который использовался для наземных испытаний и отработки в атмосфере различных режимов будущего советского космического челнока. Испытания проводись с 1984 по 1988 год.
Первый и единственный космический полёт «Бурана» в автоматическом режиме и без экипажа на борту состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту.
Полёт происходил с использованием бортового компьютера и длился 205 минут. За это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур. Именно тогда впервые в мире была осуществлена посадка в автоматическом режиме.
После развала СССР, в 1993 году, космическая программа «Буран» была закрыта, а БТС-002 продан с аукциона. В настоящее время БТС-002 находится в Музее техники немецкого города Шпайер в качестве выставочного экспоната.
К программе «Энергия-Буран» и постройке «Бурана» (БТС) принимал участие и Смоленский авиационный завод (СмАЗ). Смоляне изготавливали важные детали космического челнока – крыло, оперение и фрагменты фюзеляжа. Чтобы уложиться в поставленные сроки, на предприятии была организована круглосуточная работа цехов и отделов. В Смоленске на авиазаводе до сих пор трудятся ветераны, чьим трудом создавался первый отечественный корабль-космоплан.