Варшава не была заинтересована в расследовании всех обстоятельств авиакатастрофы ТУ-154 под Смоленском, в результате которой погиб президент Республики Лех Качиньский. К такому выводу пришли польские СМИ после обнародования неизвестной ранее аудиозаписи разговора экс-премьера Дональда Туска со специалистом в области гражданской авиации Эдмундом Клихом.
Польские СМИ пришли к выводу о не полной заинтересованности властей в расследовании всех обстоятельств гибели президента в 2010 году. Согласно обнародованным записям, встреча Туска и Клиха — представителя республики в МАК — состоялась спустя 13 дней после авиакатастрофы. Причем командировку последнего не оплатили и не предоставили ему переводчика в России, передает TVP.
Отмечается, что после своего возвращения Клих не смог сразу попасть к премьеру. Встреча состоялась только после интервью, в котором чиновник обвинил правительство в халатности. Речь идет о том, что Россия добилась расследования авиакатастрофы в рамках Приложения № 13 Чикагской конвенции, что якобы предоставило ей «преимущество», а к работе Клиха отнеслись пренебрежительно.
Тем не менее, стратегия, принятая польскими властями, осталась неизменной. По информации СМИ ,Туск указал, что предположения об ответственности русских за катастрофу могут быть опасны для Польши, поэтому лучше закрыть дело «как можно скорее».
***
10 апреля 2010 года официальная делегация Польши во главе с президентом страны Лехом Качиньским летела на самолете Ту-154 в Катынь, где должны были состоятся траурные мероприятия. В результате авиакатастрофы под Смоленском погибли все 96 человек, находящиеся на борту воздушного судна.
В апреле этого года, к 10-летию авиакатастрофы, СК раскрыл подробности дела о крушении самолета Качиньского. По версии российского ведомства, в трудных метеоусловиях командир воздушного судна должен был принять решение об уходе на запасной аэродром, но этого сделано не было. Экипаж продолжил заход на посадку в условиях отсутствия видимости, а также не отреагировал на систему раннего предупреждения о приближении земли. На высоте около 11 метров борт столкнулся со стволом дерева. Часть крыла воздушного судна оторвалась, самолет стал вращаться и упал на землю.
Версия о возможном взрыве на борту Ту-154М, как заявили в СК РФ, так и не нашла своего подтверждения. Доводы иностранных специалистов о наличии следов взрывчатых веществ полностью опровергнуты экспертами, заявили в ведомстве.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в 2011 году признал ошибочным решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.