Главы регионов из когорты т.н. «губернаторов-технократов» не смогли наладить контакт с жителями субъектов, поскольку не обладают талантом публичной политики, отвечают гражданам без душевности и человечности — «то, что всегда ценилось на Руси». В Сети появились данные очередного совместного экспертного опроса Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), ВЦИОМ и экспертной сети «Клуб регионов».
Задачей исследования был анализ лучших антикризисных практик и ошибок информационной кампании в регионах. Как пояснили эксперты, тревожность населения растет на фоне неспособности глав регионов построить адекватную коммуникацию с жителями. Власть больше копирует федеральную повестку и общается с журналистами при помощи графиков и ограничивается общими тезисами. И наоборот: активное участие главы региона в коммуникации повышает доверие населения к действиям властей и имеет ключевое значение для информационной кампании.
В числе лучших практик такого взаимодействия эксперты назвали ежедневные брифинги губернаторов в прайм-тайм на региональном ТВ, прямые трансляции в соцсетях с ответами на вопросы простых жителей без премодерации, яркие и эмоциональные выступления. Кроме того, отмечается личное присутствие первых лиц и оперативного штаба в мессенджерах и соцсетях. На этом фоне эксперты отмечают полную неэффективность в такой коммуникации традиционных СМИ.
Более всего гражданам импонирует искренность руководителей и умение признавать свои ошибки. В качестве примера приводятся публичные извинения на региональном ТВ вице-премьера Крыма Евгения Кабанова, который во время режима самоизоляции купался в море и приглашал в соцсетях присоединиться. Подчеркивается важность оперативной коммуникации со СМИ и гражданами через «горячие линии» и рабочее чаты в WhatsApp для главных редакторов, куда скидывается вся информация, в том числе и статистика.
Вместе с тем, в дефиците остаются «горячие головы», врачи или чиновники, которые бы внятно доносили до простого человека информацию о коронавирусе. Не объясняются ограничительные меры, например о том, почему людям нельзя бегать по пустому парку, но можно находиться в переполненном магазине. Нет в региональных СМИ и «врачей-героев», которые в регионах (в том числе и в Смоленской области) наотрез отказываются общаться с прессой.
Авторы исследования отмечают, что неудачные коммуникации с гражданами ведут губернаторы-технократы, которые попросту не имеют опыта работы в публичной политике.
«В целом время борьбы с коронавирусом показало, что ставка на технократов не оправдалась. Нужны настоящие местные политики, которые болеют за свой дом, за свой регион. А варяги оказались не готовы к расширению полномочий, которые им дал президент», — заключает Василий Епанчинцев, политический обозреватель, заместитель руководителя отдела спецпроектов медиахолдинга «ФестМедиаИнвест» из Омской области.
Ранее эксперты анализировали настроения в обществе, которые формируются в период пандемии коронавируса и последовавших за ней экономических проблем. Эксперты констатируют риски «воинствующего», а не мирного выхода накопленной тревожности. Едва ли население будет пассивно наблюдать за происходящим и уходить во внутренние переживания. Несмотря на то, что эксперты пока не находят предпосылок для подготовленных протестных акций, не отрицается вероятность самовоспламенения ситуации даже по банальной проблеме.