Смоленск уникальный: мостовая XV века изменяет историю

Наука

В Смоленске на Соборном холме нашли каменную мостовую XV века. Находка оказалась необычным открытием, поскольку в Московском государстве в ту пору подобные сооружения были деревянными. На месте побывал наш корреспондент и выяснил, что сейчас здесь происходит.

Археологические раскопки на Соборном холме у гостиницы паломников, которая сегодня готовится к реставрационным работам, уже демонстрируют неожиданный результат. Под деревянным настилом дороги, обычным для Руси XVII века, специалисты обнаружили более раннюю каменную дорогу времен литовского правления на этих землях.

Как рассказал Smolnarod.ru руководитель смоленской археологической экспедиции института Археологии РАН России Иван Ершов, находка не была преднамеренной, а попалась на пути специалистов в ходе плановых работ в рамках археологических изысканий по проекту реставрации гостинных палат конца XVIII века.

— Мы обнаружили несколько ярусов деревянных мостовых, традиционных для русских городов эпохи Средневековья (такую дорогу было достаточно просто ремонтировать, она служила около 25-30 лет — прим. редакции). Лучше всего сохранился нижний ярус. Однако еще до этих бревен, вероятно, была еще одна мостовая, лага от которой наиболее пострадала. Она и маркирует самый низкий уровень мостовых, — отметил специалист.

По словам Ивана Ершова, сохранившаяся мостовая, ориентировочно, принадлежит XVI веку, а над верхними бревнами обнаружен уровень польских изразцов первой половины XVII века. На них изображен скачущий на лошади всадник-казак с булавой.

Главная же находка археологов — нижний слой — датируется примерно XV веком, скорее всего, второй половины.

— И неожиданно под самым нижним уровнем мостовой, на поверхности материковой глины обнаружено уникальное для русских средневековых городов каменное мощение (по грубым прикидкам — первая треть/четверть XV века — после завоевания Смоленска Великим княжеством Литовским). Вероятнее всего, оно уличное, поскольку мощение идет строго под деревянной мостовой улицей. Это дорога характерна для европейских городов того времени. У нас она выполнена галькой пополам с плинфой (кирпичи в Древней Руси — прим. редакции). Плинфа, вероятно, сыпалась с Соборного холма. Ее собирали и устилали строительным материалом поверхность дороги.

Как отмечает археолог, основной результат работ на сегодняшний день — найдено уникальное каменное мощение дороги, которое в древнерусских и средневековых городах можно пересчитать на пальцах одной руки. Предварительно, именно эта дорога была основной на вершину Соборной горы.

— Руководитель нашей экспедиции Николай Александрович Кренке сказал, что он знает только о трех подобных случаях. Первый — каменная мостовая времен строительства «итальянского Кремля» в районе исторического проезда на Красной площади. Второй — участок булыжной мостовой в Белозерске в Вологодской области (запасная княжеская резиденция московских князей). То есть, каменное мощение дороги — признак статусности для средневековой Руси.

Сейчас решается вопрос, в какой форме возможно музеефицировать участок каменного мощения. Предлагаются различные варианты: от изъятия монолитных кусков и их транспортировки в краеведческий музей в Смоленске до создания 3D-модели, что гораздо технологичнее на сегодняшний день.

Сейчас археологи проводят работу по измерению ширины дорожного полотна — традиционно оно составляют 4-5 метров. В дальнейшем ученые опубликуют результаты изысканий в отдельном материале.

Напомним, специалисты Института Археологии РАН все прошлое лето проводили исследование фундамента Смоленской крепости. Какие еще археологические сюрпризы удалось им отыскать, читайте в наших следующих материалах.

Фото, текст: Григорий Калачьян

SmolNarod.ru