Маршрутка тронется, тариф – останется?

На днях смолян ожидает подорожание проезда в маршрутках. На муниципальном транспорте (трамваи, троллейбусы, большие автобусы) цены на билет останутся прежними. Во всяком случае, пока.

Решение о повышении тарифа, в числе прочих вопросов, рассмотрел департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике – именно этот орган региональной администрации уполномочен принимать соответствующие решения. После опубликования в печати постановления стоимость поездок увеличится следующим образом: на маршрутах, где брали 11 рублей, возьмут 13, вместо 12 – 14, вместо 16 – 18. Фактически,  это удорожание проезда на пятую часть на коротких маршрутах, и на восьмую – на протяженных.  

В департаменте объясняют повышение тарифов настоятельными требованиями перевозчиков. Те, в свою очередь, обосновывают свои действия отсутствием рентабельности из-за изменившийся правовой базы, в частности, вмененной обязанности страховать жизнь пассажиров или оборудовать ТС тахографами и приемниками ГЛОНАСС. Да еще отчисления в Пенсионный фонд в прошлом году выросли до каких-то диких величин (правда, позже они были скорректированы в сторону некоторого снижения). Плюс местные власти требуют постоянно обновлять базу, приобретать дорогие и вместительные автобусы. Но главный аргумент извозчиков – повышение цены на бензин. «За последние несколько лет он подорожал чуть ли не вдвое!» — и это действительно так, особенно если вести отсчет с периода кризиса, когда цена на топливо упала весьма существенно. Впрочем, что-то не помнится, чтобы тогда тарифы на проезд снижались …

Еще в 2011 году ассоциация смоленских перевозчиков обосновывала тариф на уровне 18 рублей за одну поездку. Однако региональной власти удалось сдержать натиск, обойдясь «малой кровью» — увеличением стоимости проезда на 1 – 2 рубля. С тех пор тарифы замерли. И даже обращение в суды не помогло. Летом прошлого года маршрутчики дошли до Федерального арбитражного суда Центрального округа (апелляционная инстанция) в Калуге, но департамент энергетики и тарифной политики выиграл дело.

Некоторые поднаторенные в местной политике люди связывают рост тарифа с назначением нового руководителя Автоколонны 1308 (Смоленск) – крупнейшего муниципального предприятия областного центра, да и всего региона. Однако связь какая-то слишком уж зыбкая. Пусть ставленник первого вице-губернатора, прибывший в Смоленск из Удмуртии Эрик Уразов и прославился участием в ряде интересных историй у себя на родине (о чем писала «Смоленская народная газета»), но здесь он скорее всего ни при чем. К тому же в муниципальном транспорте тарифы пока остались прежними.

Кстати, аппетиты муниципальных перевозчиков по части тарифа еще больше, чем у их коллег из ООО или ИП. По данным смоленских СМИ, летом прошлого года себестоимость проезда в электротранспорте определялась в 19 рублей 83 копейки, в автобусах – около 24 рублей. Разницу в себестоимости и тарифе гасит городской бюджет.

Поднять тариф в смоленском транспорте планировалось то ли в конце 2013 года, то ли в самом начале 2014-го. Однако, как мы видим, такого «подарочка под елочку» не случилось. Стоит ожидать его к 23 Февраля или 8 Марта? Посмотрим.

Иван ТАПИРОВ 

SmolNarod.ru