Лингвисты закрепили правила написания «блогер» и «Фейсбук»

В России
Лингвисты разработали правила, которых нужно придерживаться, используя самые распространенные слова интернета.

Пять правил грамотного написания слов из интернета опубликовала «Российская газета«.

Правило 1. Пишем одну букву вместо двух в словах блогер, трафик, офлайн. Лингвисты поясняют, что несмотря на что, что в английском слово blogger пишется с двумя g (blogger, удвоение корневого согласного перед суффиксами -ер и -инг — чуждое нашей письменной речи явление, а потому, осваиваясь в русском, теряют вторую согласную.

Однако данное правило не коснулось слова троллинг. По данным портала «Грамота.ру», согласная перед -ер, -инг не удваивается, если есть однокоренное соответствие с одиночной согласной (пусть даже тоже заимствованное)». Примеры этому — слова моделинг (соответствие модель с одиночной согласной) и то самое блогер (соответствие — блог). Но слово троллинг, попав в русский язык, упало на благодатную почву, где уже было слово тролль — однокоренное соответствие с двумя л.

Правило 2. Не ставить дефис во всех сложных словах.

Части сложных слов медиа-, видео-, аудио- пишутся слитно: медиаресурсы, видеоуроки, аудиоподкаст. Но части слов интернет- и веб- пишутся со словами через дефис.

Начальные элементы сложных слов онлайн- и офлайн- пишутся также через дефис. Например, онлайн-курсы, офлайн-встречи.

Правило 3. Интернет пишется со строчной.

В самом начале освоения просторов интернета, он писался исключительно с прописной буквы. При этом словари четко разводили Интернет как самостоятельное явление и интернет- как первую часть сложных слов (интернет-магазин). Но со временем, проанализировав практику письма, Орфографическая комиссия РАН предложила в четвертом издании «Русского орфографического словаря» два равноправных варианта — и с 2012 года слово интернет / Интернет может писаться как со строчной, так и с прописной буквы. Здесь выбор за автором.

Правило 4. Если «звучит» твёрдо, то это не гарантирует, что пишется Э, а если мягко, то это не всегда Е.

Так, например, слово хештег, апгрейд, бренд, дедлайн, контент, копирайтер и хедхантер, кешбэк пишутся через Е. Но слово кешбэк не полностью подчинится этой тенденции. Дело в том, что английское back может передаваться в русском языке с буквой е (беккросс, риджбек, хавбек, бек), но большинство слов с данной частью все же пишутся с э: бэк-вокал, бэкграунд, бэк-кантри, бэк-офис, бэкслеш, бэк-флип, бэкхенд, фастбэк, флешбэк, хетчбэк и др. Что касается первой половины этого слова, то элемент кеш- уже закреплен именно в таком написании.

Правило 5. Забудьте Facebook, Instagram и YouTube.

Публикуйте свои заметки в фейсбуке, делитесь моментами из жизни в инстаграме и смотрите любимые ютьюб-каналы. Впрочем, названия в русском языке необходимо заключать в кавычки и писать с большой буквы («Фейсбук», «Инстаграм» и т.п.), но в ситуации повседневного обыденного общения можно писать с маленькой буквы и без кавычек.

SmolNarod.ru