На высшую городскую должность претендуют три человека, фамилии которых неизвестны широкой общественности.
Все это снова напоминает атаку спойлеров, цель которой также, как это было на губернаторских выборах, создать видимость политического процесса, конкуренции. До 2 ноября, крайней даты подачи документов в конкурсную комиссию, остаются считанные дни. В администрации президента вполне могут задаться вопросом: что, к такой-то матери, у вас в Смоленске вообще происходит? Аналогичные посылы, кстати, раздавались 13 сентября, когда Смоленская область оказалась в аутсайдерах явки на выборах.
[see_also page_id=»43566″]Список претендентов на высшую городскую должность на сегодняшний день выглядит так: заместитель главврача Областной стоматологической больницы, экс-кандидат в депутаты Горсовета Андрей Рогачевский, индивидуальный предприниматель Лариса Должикова и учитель гимназии №4 Ирина Шакалова, представляющая, как сообщает ГТРК «Смоленск», партию «За справедливость!», карманную партию губернатора Алексея Островского в борьбе со «Справедливой Россией».
Почему ни один известный политик Смоленска не воспринял конкурс на должность главы города всерьез? Почему ни одна из парламентских партий не выдвинула своего кандидата на должность главы города Смоленска? Чем сегодня вообще занимается муниципальная власть города? Ответ на этот вопрос мы попросили дать экс-председателя Смоленского городского Совета, а ныне – депутата Горсовета Сергея Лебедева.
«Сейчас на должность главы города никто не рвется, и это объяснимо, — рассказывает Сергей Александрович. — Что было лет 10-15 назад? Взять того же Ивана Александровича Аверченкова, который позволял себе самостоятельные решения. Или тот же Халецкий, который позволял себе самостоятельность по отношению к губернатору Маслову. И это нормально, потому что всегда существовал и будет существовать конфликт интересов города и области. Не потому что между губернатором и главой города был личный конфликт, а потому что как только каждый из них попадал в свое кресло, у каждого появлялся свой участок работы, и каждый был вынужден искренне отстаивать свои интересы. Ведь его подпирали люди, говорили, ты чего-то решай! Поэтому мэры, находясь в данном кресле, были вынуждены вести определенную политику и отстаивать интересы города, иногда попадая в немилость у вышестоящего руководства.
Сейчас этого нет, теперь глава города вообще ничего не решает. У этого есть две причины – объективная и субъективная. Объективно девальвация статуса главы города вызвана общефедеральным трендом на укрепление стабильности, уходом от конфликтов между губернаторами и мэрами. И это выразилось в передаче ряда полномочий на уровень региональной власти. Например, зарплаты педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, полный перевод здравоохранения на областной уровень, полномочия по земле, ряд финансовых вопросов. Плюс глава города теперь не выборный. Любой человек, даже не пройдя выборную кампанию в Горсовет, может подать документы в конкурсную комиссию и претендовать на эту должность.
[see_also page_id=»50255″]В определенный период времени в интересах стабильности какая-то вертикализация, может, и нужна. Но она нужна не как тренд местного самоуправления. Этот тренд обозначен в Хартии (Европейской хартии местного самоуправления – прим. ред.) и вообще в общемировом развитии. Нет другого. Мы от этого тренда все равно не уйдем, люди все равно в своих интересах будут решать свои вопросы, государство не дойдет до каждого.
Что касается субъективных причин, то все зависит от губернатора, который приходит и пытается подмять под себя всю систему управления городом. Поэтому никто на эту должность не рвется.
Ну и потом посмотрите, какие вопросы сейчас решает городская власть, что стоит в повестках сессий Горсовета: мены квартир, награждения почетными грамотами, заслушивание отчетов о том, сколько детей летом в пионерлагерях отдохнуло… В лучшем случае, примут какое-то решение по территориальному зонированию. И всё! Ни вопросов поддержки предпринимательства, ни экономического развития города, ни вопросов теплоэнергетики, а ведь это все вопросы местного значения! Такое ощущение, что проблем в городе вообще никаких не осталось. Скоро сессии будут проходить за 30 – 40 минут. Так что городская власть сейчас измельчала, и это касается как представительной ветви власти, так и исполнительной, главы администрации».
Итак, можно констатировать: политическое поле региона не просто зачищено, оно полностью стерилизовано. Вот и новоизбранный созыв городского Совета откровенно филонит: привычная для последней пятницы месяца сессия Смоленского городского Совета не состоялась. Видимо, прав Сергей Лебедев: проблем в городе никаких нет, как нет и самой городской власти.
Максим ЗАХАРОВ