Цены на бензин и дизтопливо уже несколько недель огорчают автолюбителей быстрым ростом. Ценники на смоленских заправках переписывают почти раз в неделю. Причем, не на 10 копеек, как это было в начале весны, а стабильно на полрубля. Специалисты полагают, что главный виновник роста цен на топливо – текущая налоговая политика, перегрузившая бензин и дизель налоговыми сборами и сделавшая почти нерентабельной казалось бы прибыльный бизнес – нефтепереработку.
Остановить цены невозможно?
За прошедший месяц цены на топливо стремительно взлетели вверх. Согласно информации Росстата, только за прошлую неделю литр бензина прибавил 80 копеек к цене, а за май подорожал на 5,7%. Если сравнивать с ценами на начало года, то увеличение стоимости литра бензина составило 7,3%. Цены на дизель увеличились еще больше – повышение с начала года составило 7,9%.
Происходящим на топливном рынке заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Она попросила в частности предприятия ПАО «Газпром» обосновать недостаточные объемы продаж топлива на внутреннем рынке по сравнению с увеличившимся экспортом прямогонных бензинов. Антимонопольщики направили пяти нефтяным компаниям предписание об исполнении обязанностей по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок страны, а «Роснефть» попросили увеличить поставку топлива на биржу к 8 июня.
Однако все эти меры вряд ли помогут остановить быстрый рост цен на топливо, потому что причина кроется глубже. Продавать нефтепродукты в своей же стране стало невыгодно из-за налоговой политики государства.
Сколько мы платим государству за литр топлива?
Большую часть стоимости автомобильного топлива составляют налоги. При цене в 44 рубля за литр бензина АИ-95, 26 рублей 40 копеек (60%) отходит государству в виде налогов. Это НДПИ, акцизы, НДС. Директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев считает, что «если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило эту долю». Кроме того, он считает, что «цены на топливо в России не такие уж и высокие. Они гораздо ниже, чем, например, в Европе и в Белоруссии».
Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев высказал убеждение, что цена топлива находится в руках правительства, «у которого есть три рычага для управления бензиновым рынком. Первый рычаг – это налоги, второй, как ни странно, это курс национальной валюты по отношению к евро, и третий рычаг – таможенные пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива».
Опт дороже розницы
Эксперты считают чрезмерную налоговую нагрузку на топливо результатом налогового маневра государства. В рамках этого маневра государство должно снижать экспортную пошлину и увеличивать размер налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), таким образом стимулируя нефтяные компании повышать долю экспорта нефтепродуктов. За счет этого государственную казну рассчитывают пополнить на еще триллион рублей.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин пояснил, что «налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает и внутреннюю цену нефти, и соответственно, внутреннюю цену бензина. У нас сегодня оптовая цена бензина на самом деле выше розничной». Он считает, что из-за принятых государством мер нефтепереработка стала убыточной при продаже внутри страны.
Если говорить об оптовых ценах, то сегодня экспортные цены значительно выше, чем цены на внутреннем рынке. Превышение составляет порядка 2-3 тысяч рублей с каждой проданной тонны бензина или дизеля.
Основная проблема заключается в том, что в отличие от изначальных планов, предполагающих снижение экспортных пошлин, увеличение налога на добычу происходит при увеличении акциза на нефтепродукты, который сегодня составляет более 11 тысяч рублей за тонну бензина и 7 тысяч рублей за тонну дизельного топлива.
Когда ситуация с ценами стала критичной, государство наконец предложило немного уменьшить акцизы на топливо с 1 июля, чтобы сдержать рост цен. Однако эксперты считают, что на данный момент подобных мер уже недостаточно.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему. Потому, что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру».
Кто за все заплатит?
С начала года экспорт бензина увеличился на 365 тысяч тонн (или на 48%) по сравнению с прошлым годом. Вполне закономерно, что вместе с ростом объема экспорта увеличилась и цена. Но как уже выяснилось, это была во многом вынужденная мера.
Нефтеперерабатывающие заводы не хотят работать себе в убыток, так как необходимо платить зарплаты работникам, модернизировать производство и платить налоги. Планируемая модернизация заводов «Роснефти», к примеру, будет стоить около 1,4 триллионов рублей.
Эксперты отмечают, что экспорт топлива государственными компаниями все же несколько сдерживается. Михаил Делягин : «В той же «Роснефти», крупнейшей компании, доля экспорта бензина меньше 2,5% от производства.
Действительно, по данным ЦДУ ТЭК, «Роснефть» отправляет на экспорт всего 2,4% от производимого бензина, «Лукойл» — 7,4%, «Газпром нефть» — 10,6%, а доля бензина, поставляемого за границу компанией «Сургутнефтегаз» – 12,3%.
Кроме того, стараются насытить топливом и внутренний рынок. К примеру, при нормативе 10% от произведенного бензина, компания «Роснефть» отправила на внутренний рынок 24,4% .
Топливные компании утверждают, что делают все возможное, чтобы сдержать цены, но требуется вмешательство правительства в этот процесс, так как необходимо вернуть не только цены на прежний уровень, но и прибыль. А для этого необходимо ограничить экспорт и принять ряд других мер, обеспечивающих безопасность налогового маневра для топливных компаний. Это значит, что цены на бензин в Смоленской области будут по-прежнему нестабильны до тех пор, пока государство вместе с топливными компаниями не выработает единый метод сдерживания цены топлива на розничном рынке.