В Смоленской области обозначили приоритеты в дорожной сфере

Исполнительная власть региона сформулировала задачи по развитию дорожной отрасли.

В 2012 году по решению руководства страны были восстановлены региональные дорожные фонды. За прошедшее время благодаря работе с федеральным центром удалось значительно увеличить финансирование этой сложной для нас сферы. Когда мы начинали, дорожный фонд составлял около 2 млрд рублей, сейчас – уже больше 9 млрд. За восемь лет он вырос более чем в 4,5 раза. Соответственно, мы смогли кратно увеличить объем ремонта и строительства дорог. В начале 2010-х годов финансирование было минимальным, в один год мы вообще не смогли себе позволить ничего, кроме ямочного ремонта.

ЦИФРА

В 2019 году было отремонтировано 270 км автодорог регионального и местного значений, построено 3,2 км и реконструировано 6,7 км дорог местного значения.

Всего с 2012 года в рамках областной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 20 автодорог регионального значения протяженностью 54,6 км и семь мостов. Самый крупный из этих объектов – автодорожный обход Велижа, построенный в 2017 году. Дополнительно было отремонтировано порядка 500 км автодорог регионального значения.

Огромное значение имеет принятый по инициативе Президента нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Он рассчитан на срок до 2024 года, его основная задача – в том, что касается нашего субъекта – довести количество региональных дорог Смоленской области в нормативном состоянии до 43,7% (сейчас их всего 27,9%). По городу Смоленску у нас ориентир выше – 85% (сейчас – примерно 63%).

ВСТАВКА

По нацпроекту в 2019 году было отремонтировано 22 улицы в Смоленске и 14 дорог регионального значения общей протяженностью более 100 километров. В этом году в плане еще 120 километров дорог регионального и межмуниципального значения и 10 километров дорог в Смоленске, а до 2024 года – дополнительно почти 900 километров дорог в области и 100 километров в Смоленске. Это позволит нам достичь целевых показателей, которые поставили для нас Президент и Правительство РФ, а самое главное – обеспечить смолянам безопасные дороги.

Мы смогли за время существования дорожного фонда Смоленской области в 10 раз увеличить субсидии для муниципальных образований, районов и поселений на ремонт и реконструкцию дорог. Мы начинали с 200 миллионов, а сейчас на эти цели направляется уже около 2 млрд. Субсидии распределяются по простым и понятным критериям: обращения жителей, приоритетный ремонт дорог к социальным объектам, маршруты школьных автобусов и общественного транспорта. При этом уровень софинансирования со стороны муниципальных образований минимальный – одна десятая процента. В некоторых соседних регионах он доходит, например, до 10%, это миллионы рублей. А у нас участвовать в такой программе может каждое поселение.

ЦИФРА

Всего по этой программе с 2012 года муниципальным образованиям было выделено 9 млрд рублей, отремонтировано порядка 1 200 км автодорог местного значения, построено и реконструировано около 43 км автодорог.

Кроме того, в этом году администрация области задействовала еще два значимых направления: строительство и ремонт тротуаров и строительство и ремонт дорог к фельдшерско-акушерским пунктам в сельских районах области. В областной дорожной программе предусмотрено около 50 миллионов на эти задачи, получили заявки от районов, сейчас активно ведутся работы.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ

Темой безопасности дорожного движения администрация занимается давно и системно. «Дорожный» нацпроект в нашей области включает в себя три программы: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». Если первая программа – непосредственно строительство и ремонт дорог, то две следующие – как раз обеспечение качества дорожного сообщения и, в первую очередь, его безопасности. По «Общесистемным мерам развития дорожного хозяйства» у нас идет установка комплексов фото- и видеофиксации скорости, автоматического весогабаритного контроля и так далее. Параллельно с 2015 года запущена и действует аналогичная областная программа, по которой было установлено 120 камер видеофиксации, построено и модернизировано 42 светофора.

Понимаю, что для автолюбителей это не самая приятная составляющая поездки: кому приятно, что его штрафуют? Но давайте посмотрим на результаты: у нас смертность на дорогах снизилась практически в два раза по сравнению с 2015 годом. Человеческая жизнь – самая главная ценность, и для того, чтобы ее сберечь, мы будем продолжать нашу работу по повышению безопасности дорожного движения.

В следующем году планируется включить в интеллектуальную транспортную систему Смоленской области еще и модуль по общественному транспорту. Что это даст людям? Объясняю: новые остановки с обозначением времени прихода конкретного маршрута, модули GPS в каждом средстве общественного транспорта (это четкий контроль за регулярностью движения всех автобусов и маршруток), возможность оплаты билета банковской картой и многое другое. Сейчас администрация Смоленска прорабатывает конкретные предложения, что именно нужно загрузить в интеллектуальную транспортную систему, чтобы учесть интересы горожан.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ СМОЛЯН

Считаю очень важным, что область смогла сохранить и частично обновить транспортный парк. В этом нам помогла, в частности, Москва: столица передала области в прошлом и позапрошлом году несколько десятков трамваев, в этом году ждем поставку 30 троллейбусов. Но самое большое и важное для горожан решение еще впереди.

Недавно состоялась встреча с руководством компании, которая занимается концессионными соглашениями в сфере городских перевозок в столицах регионов России.

В ТЕМУ

Есть предварительная договоренность о том, что в Смоленске в ближайшее время по концессионному соглашению весь общественный транспорт будет заменен на новый, современный, отвечающий тем требованиям, которые предъявляют смоляне.

Второй важный момент в этой сфере – транспортное покрытие должно быть обеспечено на всей территории Смоленской области. Третье: необходимо, чтобы ценообразование отвечало бюджету среднестатистического смолянина, и транспорт не был расходной статьей семейного бюджета. Именно на эти приоритеты работают администрации области и города.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ В ДОРОЖНОЙ СФЕРЕ

Первое важное направление, которым администрация планирует заниматься в ближайшие годы, – это строительство обходов наших крупных городов, находящихся вблизи или на трассе Москва – Минск. Прежде всего это Вязьма и Сафоново. Транзитный транспорт идет через центр этих городов, «убивает» местные дороги, это создает дискомфорт для жителей и вызывает их резонные нарекания.

В этом году переходят на федеральный баланс дорога Вязьма – Калуга в направлении Угранского района и часть дороги Смоленск – Вязьма – Зубцов на север в сторону Сычевки. Во-первых, это высвобождает дополнительные средства на содержание наших областных дорог, а во-вторых, у федеральных органов власти появляются возможность и мотивация строить обход Вязьмы. И такие планы есть. Если они будут реализованы, то область могла бы проектировать и просчитывать возможность строительства аналогичного обхода в районе Сафоново.

Область ведет капитальный ремонт и обхода Холм–Жирков. Там тоже идет достаточно мощный транзитный поток, поэтому обход разбит. Уже подготовлен проект, в этом году начинаются ремонтные работы. В следующем году они должны завершиться.

Еще из значимых проектов в планах – строительство обхода Кардымова на дороге Смоленск – Дорогобуж. Он очень важен для нас, потому что де-факто является дублером для трассы Москва – Минск. Область уже начинала его строить, заложили один участок, но ситуация застопорилась из-за необходимости строительства путепровода на железной дороге. Его мы заявили на уровень Федерации: если одобрят, будет реализован ещё один важный для области инфраструктурный проект.

Предполагается завершить и строительство двух важных дорог на юге и севере области. У нас не заасфальтирована до конца трасса Рославль – Ельня – Дорогобуж – Сафоново: осталось около 10 километров гравия. В этом году планируем начать работы и в 2021 году завершить, чтобы вся дорога была в нормативном состоянии. И аналогичная ситуация у нас на дороге Духовщина – Белый – Нелидов на севере области: там не заасфальтировано 12 километров. Это тоже планируется в следующем году включить в план реконструкции.

ЧЕТВЕРТЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ДНЕПР И ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СМОЛЕНСКЕ

Как помнит большинство смолян, решением этой непростой проблемы администрация области начала заниматься ещё в 2015-м году. Но времена были непростые, к сожалению, нам не удалось сразу убедить федеральный центр в необходимости строительства. Но сейчас мы понимаем, что проблема уже не просто назрела, а перезрела. Автомобилизация города выросла еще сильнее, пробки тоже увеличились – необходимо расшивать это «бутылочное горло». Прямая связь между Ленинским и Заднепровским районами города в обход основных магистралей, в обход центра – то, без чего город не сможет нормально развиваться. Очень рассчитываю, что в ближайшие годы администрации региона удастся решить эту задачу, убедить коллег в федеральных органах власти начать строительство четвертого моста. Уверен, что администрации области это по силам.

Безусловно, к решению проблемы связности и организации дорожного движения в Смоленске нужно подходить взвешенно и системно. В планах администрации – внимательно проанализировать дорожное движение в городе, понять, какие развязки нам необходимы, какие меры по организации транспортных потоков стоит предпринять. Будем искать и реализовывать эффективные решения, направленные на улучшение дорожной ситуации в Смоленске.

Помимо четвертого моста со следующего года на Смоленщине стартует программа по ремонту аварийных мостов, как еще одна составляющая национального проекта. В предложения включено более двух десятков мостов в Смоленской области, они предварительно одобрены «Росавтодором», с 2021 года начнется финансирование. Основной этап реализации этой программы придется на 2023 год. Одним словом, работы предстоит много.

SmolNarod.ru