Обновлено:
14.06.2021 17:04
USD71.68-0.52
EUR87.33-0.48
16+
.ru

Старая Смоленская дорога: история, современность, перспективы

Старая Смоленская дорога: история, современность, перспективы
Автор фотографии: Григорий Калачьян
До конца 2024 года в Смоленской области отремонтируют более 1110 километров дорог. В числе наиболее значимых для смолян участков – Старая Смоленская дорога. Одна из первых зафиксированных реконструкций относится к 18 веку: тогда на грунтовой дороге появилась щебёнка. Сейчас многие участки радуют автомобилистов: путешественники нередко сворачивают с оживлённой трассы «Москва-Минск» на Старую Смоленскую, благо покрытие на большей части пути позволяет ехать без опасения потерять подвеску.

Ремонт дороги – дело очень затратное. Ещё в 19 веке при губернаторе Николае Хмельницком на реконструкцию Старой Смоленской дороги было потрачено столько денег, что император Николай Первый произнёс фразу, ставшую легендарной. «Дешевле было бы выложить её серебряными рублями», — недовольно заметил государь, познакомившись со сметой. В веке 21-м ремонт дороги проводит СОГБУ «Смоленскавтодор».

Сама дорога начала формироваться в 14 веке, чуть позже она стала главным трактом, который соединил Европу и Москву. В наши дни Старая Смоленская берёт начало в Краснинском районе, на российско-белорусской границе. «Нулевая верста» — путевой знак — говорит, что здесь начинается Россия.

В 1526 году по Старой Смоленской дороге проехал посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн. В 1606 году по ней торопилась в Москву на свою свадьбу с Лжедмитрием I Марина Мнишек. Во второй половине XVII века этим же маршрутом проследовал Адольф Лизек. «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириною около 30 футов с бревенчатою по болотам настилкою» — отметил в путевых заметках европейский дипломат.

Сейчас на участке «Смоленск-Кардымово-Дорогобуж-Вязьма» отремонтировано около 30 километров дорожного полотна. Между Смоленском и Кардымовым на протяжении почти десяти километров – отличная комфортная трасса, которая обеспечивает приятную поездку. Что характерно – дремучие леса вдоль дороги до сих пор радуют путешественников незабываемым ароматом хвои, романтическими пейзажами и редкими живописными деревеньками. Что характерно: современное воссоздание старинных верстовых столбов придаёт современному путешествию незабываемый колорит.

Между Кардымово и Дорогобужем СОГБУ «Смоленскавтодор» отремонтировал больше 17 километров дороги в 2019 и 2020 годах. Речь идёт не только о собственно дорожном полотне, но и об организации стоянок автобусов и обозначении пешеходных переходов. «Скатертью дорога», — если убрать негативный подтекст, то получится точная характеристика качественного ремонта. Именно по этому участку в 1632 году двигалась к Смоленску армия воеводы Шеина, надеясь взять реванш за поражение в 1611 году. В 1634-м здесь же отступали к Москве разбитые остатки войска московитов.

На этом участке в Кардымовском районе находится знаменитая Соловьёва переправа, раньше она называлась Соловьёвым перевозом. «Потом мы пришли к слиянию реки Воипи с Борисфеном … переправившись через Борисфен, заночевали в каком-то монастыре», — отмечал в «Записках о Московии»  ещё в 16-м веке Сигизмунд Герберштейн. Слияние рек Вопи и Днепра – как раз недалеко от нынешней Соловьёвой переправы. Старая Смоленская дорога стала использоваться круглогодично, когда в этом месте на Днепре организовали постоянную переправу. Летом 1812 года жители окрестных деревень установили два плавучих моста. Работы велись под руководством дворянина Ивана Глинки. В июле-августе 1941-го года здесь были кровопролитные бои. 16 и 20-я армии выходили из окружения. Гитлеровцы, пользуясь преимуществом в воздухе, уничтожали красноармейцев и мирных жителей. Несколько лет назад на берегу Днепра установили часовню, освятив её во имя Георгия Победоносца. Сейчас о тех событиях напоминают мемориалы, переехать через реку можно по хорошему бетонному мосту. Покрытие дороги тоже вполне достойно внимания автомобилистов: ровное полотно и хороший обзор дают возможность уверенно чувствовать себя на трассе.

Следует отметить и реконструкцию участка «Дорогобуж-Вязьма» протяжённостью 11,2 километра. Если раньше здесь не каждая подвеска могла выдержать нагрузку, то сейчас… В общем, лучше один раз увидеть. К тому же в этих краях до сих пор живёт легенда о якобы затопленных Наполеоном в Семлёвском озере сокровищах. Золото и драгоценности, по той же легенде, французы награбили в захваченной Москве.

Ещё один участок – «Вязьма-Зубцов» — ждёт профессионального подхода. Как стало известно Smolnarod.ru, его передали Росавтодору и в перспективе там будет проходить трасса «Золотое кольцо». Тем более, что в этих местах оживает история «дворянских гнёзд». «Смоленская дорога была весной запружена, сотни семейств ехали в свои западные имения…» Грибоедовы, Лыкошины, Шереметевы, Хомяковы, Голицыны — караван из кибиток и карет едущих из Москвы в Смоленскую губернию, растягивался на многие сотни саженей, если не вёрст. Путешественники нередко останавливались на обочинах, устраивая шумные пикники. Весёлые конные «поезда» прибывали в Дугино, Высокое, Городок, чтобы хозяева имений могли насладиться тишиной, покоем и здоровой деревенской жизнью. Сейчас «дорога в историю усадеб» ожидает ремонта и реконструкции, тем более, что автомобилистами она используется достаточно активно.

Любопытно, что в 2012 году именно по Старой Смоленской дороге отправилась в пеший поход самая маленькая Великая армия в мире: бельгийцы Дими Думортьер и Карстен де Вилдер прошли пешком от Мало-Ярославца до Вильнюса. Если раньше говоря о качестве и безопасности европейцы тактично уходили от ответа, то что они сказали бы сейчас? Если не обо всей дороге, то хотя бы о тех участках, где провёл реконструкцию СОГБУ «Смоленскавтодор».



Свои новости, фото и видео вы можете прислать на WhatsApp редакции по номеру +79107850457
Теги

Сегодня

SmolNarod на Яндекс.Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности