В 2020 году представители малого и среднего бизнеса Смоленской области заключили 132 экспортных контракта на общую сумму в более чем $15,8 млн при содействии Центра поддержки экспорта Смоленской области. Мы поговорили с генеральным директором Центра Максимом Астапенковым о том, что сейчас востребовано на зарубежном рынке, и почему для продвижения товаров необходимо обращаться к профессионалам.
— Максим Александрович, предваряя нашу беседу, как вы оцениваете работу смоленских предпринимателей в прошлом году и в начале этого года?
Мы с вами прекрасно понимаем, что на фоне падения рубля и укрепления иностранных валют работа экспортеров только ускоряется. Они, кстати, лучше других чувствуют себя на внутреннем рынке.
На волне потребностей других стран экспортеры, как на доске для серфинга, мчатся в светлое будущее. Компании, которые еще не прошли через это, также стремятся поработать с зарубежными заказчиками.
Безусловно, 2020 год оказался сложным для всех предпринимателей. Ситуация с коронавирусом повлияла на экспорт предприятий, которые исторически давали наибольший объем экспорта нашему региону. На первый план вышли совершенно новые компании.
Любопытно, что преуспел в пандемию один из смоленских торговых домов, который отгрузил за рубеж подсолнечных семечек на сотни миллионов долларов. Вы спросите, откуда на Смоленщине столько подсолнечника? Все дело в том, что сырье произрастает в Ростове, а смоленские предприниматели весьма успешно занимаются его перепродажей.
— Сегодня экспорт малого и среднего предпринимательства в целом продолжает оставаться на прежнем уровне, а не падать, как крупный бизнес. Почему так происходит?
Объемы экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), действительно, не падали в прошлом году. Они продолжают увеличиваться за счет выхода на новые рынки. Если государство не будет вводить ограничительные меры в отношении экспорта, то эта тенденция будет только усиливаться.
Например, во время локдауна в Китае, европейские покупатели обратили внимание на российский рынок. Запросы в адрес малых и средних предприятий приходили из самых разных стран.
Но, несмотря на очевидный плюс, есть и негативный момент. Проблемы с логистикой остались, и над их решением предстоит очень серьезная работа.
— Сколько стран сегодня заинтересовано в услугах и товарах смоленских предпринимателей?
Любая страна заинтересована в качественном и недорогом товаре. Однако не во все государства мы можем поставлять товары из России.
Во-первых, из-за геополитической ситуации. Есть санкции, закрытые для нас рынки или, как упоминалось выше, проблемы с логистикой.
Во-вторых, действующие запреты и ограничения. Например, на некоторых рынках действуют высокие импортные пошлины, в том числе и на российскую продукцию — это ведет к удорожанию товара до 50%.
Главный экспортный партнер Смоленской области на сегодняшний день — это Республика Беларусь. Около 41% нашего экспорта приходится на эту страну. Второй важный для нас рынок — Турция (11%). Речь идет о поставках зерновых и масличных культур. На третьем месте находится Бразилия (9%), куда поставляются удобрения. Отмечу, что впервые за несколько лет увеличился экспорт в Украину.
— Как добиться роста несырьевого экспорта, которого требует президент и правительство?
Задача, которую ставит президент – изменить структуру российского экспорта, выходить на мировую арену с продукцией и услугами, помимо нефти и газа. Ведь исторически мы экспортируем ресурсы, а импортируем товары народного потребления. Чтобы изменить ситуацию, нужно активно строить новые производства. Например, не просто выкачивать нефть из земли, а делать из нее полиэтилен.
В Смоленской области весь экспорт – несырьевой и неэнергетический. У нас в регионе появляются новые экспортно-ориентированные производства, но в целом, конечно, здесь еще есть куда расти, причем не только нашей области, но и в целом всей России.
Поэтому Центр поддержки экспорта заинтересован не только в появлении новых, но и развитии уже работающих предприятий. На сегодняшний день мы готовы оказать поддержку по широкому спектру услуг для того, чтобы вывести региональные компании на экспорт.
— Каковы требования к смоленским предпринимателям для выхода на экспортный рынок?
Как люди приходят в бизнес? Из опыта, большинство предпринимателей ведут свое дело «по наитию». А экспорт – это всегда стратегия. Мы должны выходить на развитые рынки, конкурировать и побеждать. Для этого существует несколько подходов.
В первом случае компаниям, активно снабжающим внутренний рынок, становится тесно в границах страны. По нашим подсчетам, такие предприниматели готовы заниматься экспортом, проработав внутри страны около трех лет.
Если их продукция качественная и востребованная, то зачастую запросы сами «прилетают» из-за рубежа. Ярцевские теплицы, например, приобретают и в Болгарии, и в странах Прибалтики.
Есть второй вариант: компания изначально строится как экспортно ориентированный проект. В Смоленской области есть и такие уникальные предприятия. Им помогает географическое положение. В этом плане больше, чем нам, повезло, наверное, только Калининграду (там есть морской порт). Кроме этого, таким компаниям на руку наличие в регионе свободной земли, газа и сравнительно дешевой электроэнергии.
Некоторые компании, которые обращаются в Центр, уже начали работу в экспортном направлении. Но от нас им необходима помощь в выходе на новые рынки. Малому бизнесу сложно этим заниматься самостоятельно. Нанять маркетологов, переводчиков – это непросто и затратно, и здесь на помощь приходит Центр поддержки экспорта.
Единственное, что мы не можем сделать за компанию — это принять определенное решение, презентовать продукт и реализовать его. Вести бизнес – это все-таки зона ответственности предпринимателя. И, конечно, у предприятия должна быть сильная внутренняя мотивация.
— Если мы уже начали говорить о поддержке бизнеса, то напомнимте, какую роль играет ЦПЭ для того, чтобы предприниматель заключил экспортный контракт?
На самом деле, она может быть самой различной. Зачастую, мы буквально ведем предпринимателя «за руку», чтобы работа получилась максимально эффективной. Кроме того, на федеральном уровне ввели в ЦПЭ комплексные услуги – так называемые «коробки». Каждая из них состоит из базовых и дополнительных услуг. Комплексных услуг девять, они охватывают три основных направления поддержки.
Первое направление – это сопровождение экспортных контрактов (если у предпринимателя уже есть потенциальный иностранный покупатель). Мы помогаем клиенту с контрактной документацией, проводим юридическую экспертизу, разрабатываем для него пошаговые инструкции, просчитываем логистику, финансируем сертификацию и доводим работу до заключения контракта.
Зачастую к нам обращаются компании, у которых нет ничего, кроме продукта. Мы находим целевой рынок для предприятия и запускаем комплексную поддержку (сайт, сертификация, товарный знак, переводы). После этого Центр поддержки экспорта ищет потенциального покупателя.
Также существует другой вариант услуги — это доступ к запросам иностранных поставщиков. Условно говоря, «найдите нам черенки для лопат, фанеру, топливные брикеты и прочее». Мы находим в России поставщика и помогаем ему выйти на сделку.
Второй блок комплексных услуг – это организация участия в международных мероприятиях. Это, пожалуй, самый эффективный способ продвижения компаний на экспорт. В пандемию они активно не проводятся, но при первой возможности мы возобновим эту работу.
Третий блок – это размещение товаров на электронных торговых площадках и продажа на маркетплейсах. Здесь мы подбираем подходящую площадку для выхода на экспорт и проводим все мероприятия для последующего заключения контракта. Компании за эти услуги не платят.
Важную роль играет и экспортная акселерация. Она касается компаний, которые занимаются поставками за рубеж и готовы развиваться в этом направлении с помощью наших программ. Их цель заключается в выведении предпринимателя на рынок в течение полугода. И здесь у нас также есть успешные «кейсы».
Резюмируя, отмечу, что в Центр компании могут обратиться по любому вопросу, связанному с экспортом. Мы стремимся помочь всем предпринимателям, которые зарегистрированы на территории Смоленской области.
— Какие компании-экспортеры в Смоленской области, на ваш взгляд, можно выделить на фоне остальных?
У нас в регионе есть уникальные производства, которых больше нет нигде в мире. Компания «Трейд Профи», которая занимается производством строительных армпанелей.
Компания «MakeWake», которая делает, пожалуй, лучшие в мире фигуры для вейк-парков. Почему лучшие? Потому что такие же качественные, как европейские или американские, но дешевле.
Известная в регионе компания «Snab-U market» занималась поставками одноразовой посуды, а теперь выходит на экспорт с экологичной деревянной посудой для общепита и другими экотоварами.
Еще одна компания-экспортер, регулярно увеличивающая объемы экспортных поставок, — «ПрофильСистемсПро». Предприятие начинало с импорта ПВХ профиля из Германии, потом основало собственное производство в Смоленское, а теперь продает свой профиль немецким партнерам и в другие страны ЕС и СНГ.
Поэтому я призываю смоленских производителей активнее развивать свои продукты и приходить в Центр поддержки экспорта – вместе мы достигнем новых высот!