Смоленская область столкнулись с невозможностью исполнить госконтракты по ремонту дорог

Изменения в федеральном законодательстве поставили под вопрос исполнение госконтрактов по ремонту дорог в рамках нацпроекта. На уровне региона проблема находится на стадии обсуждения. Кризис возник в период поиска подрядчиков, которые, в свою очередь, госконтракты упорно игнорируют.

В 2022 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Смоленской области должны освоить свыше 1,8 млрд рублей. За эти деньги дороги должны привести в нормативное состояние в десяти районах области. В общей сложности заказчик работ в лице СОГБУ «Смоленскавтодор» выставил на торги 11 госконтрактов. Подача заявок должна была завершиться 11 апреля. Однако еще 7 апреля, видя нерасторопность потенциальных подрядчиков, «Смоленскавтодор» продлил стадию подачи заявок до 21 апреля.

Как уточнил Smolnarod.ru источник в Доме Советов, проблема связана с изменением федерального законодательства. 24 ноября 2021 года было принято Постановление правительства РФ N 2024 «О правилах казначейского сопровождения». Им были внесены поправки в бюджетный кодекс, которые обязывают регион предусматривать в госконтрактах свыше 50 млн рублей казначейское сопровождение. Учитывая, что все тендеры, выставленные СОГБУ «Смоленскавтодор», выше этой суммы – новелла затрагивает все без исключения работы в рамках нацпроекта.

На практике новелла выражается в усиленном контроле расходования бюджетных средств. Парадокс ситуации заключается в том, что государство решило контролировать расходование бюджетных средств, которых у подрядчиков нет. Поскольку казначейский контроль не позволят подрядчику ни получить аванс на выполнение работ из бюджета, поскольку банк не выдаст банковскую гарантию, ни получить кредит в банке — деньги ему придется использовать либо свои, либо занимать их у частного лица под драконовские проценты. Желающих совершить такой героический поступок в период нестабильности всей финансовой системы страны, по понятным причинам, нет.

В связи с этим правительство РФ разработало комплекс мер, которые призваны поддержать выполнение госконтрактов. Так, согласно постановлению правительства РФ от 29.03.2022 №515 казначейское сопровождение не требуется, если авансирование составляет до 50% от стоимости контракта. Несмотря на это, в размещенных СОГБУ «Смоленскавтодор» тендерах условиями выполнения госконтракта являются и казначейское сопровождение, и банковская гарантия, и отсутствие аванса. Таково требование департамента бюджета и финансов Смоленской области.

Смоленская область столкнулись с невозможностью исполнить госконтракты по ремонту дорог
Григорий Калачьян

Как стало известно Smolnarod.ru, завтра, 12 апреля в Доме Советов пройдет очередное совещание с участием всех заинтересованных сторон: областного департамента дорожного хозяйства, департамента бюджета и финансов, дорожно-строительных организаций области. На текущий момент вариантов решения проблемы нет.

«Мы работаем в рамках действующего законодательства. Если госконтракт свыше 50 млн рублей — казначейское сопровождение обязательно. На уровне региона авансировать можно всё, кроме ремонта дорог. Над изменением этого положения, которое действует с 2017 года, мы бьемся с начала января. Дорожников не устраивает ситуация, когда казначейское сопровождение ведется за их собственные деньги», — комментирует проблему уполномоченное лицо на условиях анонимности.

Скорее всего, смоленским чиновником придется разрабатывать нормативные акты с оглядкой на Калужскую, Тульскую и ряд других областей ЦФО, где решение проблемы уже найдено. В противном случае, дополнительные миллиарды на ремонт дорог, которые удалось привести в регион благодаря слаженным действиям СОГБУ «Смоленскавтодор» во второй половине 2021 года, в следующем году региону как минимум не светят.

SmolNarod.ru