Финансирование, отведенное на реализацию национальных проектов в 2020 году, судя по всему, будет урезано при пересмотре расходной части федерального бюджета. Причина остается на поверхности – последствия коронавируса накладывают негативный отпечаток не только на этот, но и последующие годы. Вместе с тем, ряд депутатов Госдумы уже выступил за изменение целевых показателей госпрограмм и нацпроектов в связи с COVID-19 . В частности, предлагается разработать индивидуальные программы развития для регионов, в первую очередь, с высокой долей дотаций из федерального бюджета в общем объеме доходов. Однако ясности в этом вопросе на сегодняшний день нет.
Как сообщает «Ъ», Минфин завершил сбор предложений по изменению расходной части федерального бюджета на 2020 год для финансирования программы поддержки экономики в условиях коронавирусной эпидемии. Всего резервы правительства на эти цели увеличатся до 646 млрд рублей. Более половины средств — 351 млрд — составят отмененные и отложенные расходы министерств в этом году. Траты на нацпроекты сократятся на 200 млрд. В целом, легкость, с которой Минфину удалось найти в бюджете сотни миллиардов, не может не говорить о наличии избыточных резервов в государственных расходах.
Сокращение в финансировании нацпроектов, по информации издания, будет достаточно равномерным, кроме двух случаев. Сильнее других уменьшаются расходы на нацпроект по цифровизации экономики и на поддержку экспорта. Кроме этого, крупнейшую экономию по этой группе дадут снизившиеся расходы на дорожное строительство — минус 37,7 млрд (впрочем, это лишь около 5% общих сумм расходов нацпроекта в этом году), тогда как экспортный нацпроект сокращен сразу наполовину, а цифровизация — на четверть от прежнего объема. Также пострадали отложенная федеральная программа «Чистый воздух» (15,7 млрд) и строительство новых школ (37 млрд). Однако решающее слово в этом вопросе, подчеркнули в Кремле остается за правительством.
По мнению доцента кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольги Лебединской, и до пандемии часть национальных проектов готовилась к пересмотру или актуализации. Кризис только ускорил наступление этого момента.
— Думаю, что ограничения в объеме финансирования коснутся в первую очередь тех направлений деятельности, которые нельзя отнести к трем приоритетным задачам: обеспечении финансовой стабильности, поддержании финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики, а также поддержание населения и региональных бюджетов, о которых говорят в правительстве.
По словам эксперта, приоритет в оптимизации национальных проектов один – это жесткий протекционизм.
— Конечно, каждый экономист скажет, что протекционизм эффективен лишь в краткосрочном периоде. И будет прав. Но мировая тенденция сейчас именно такова. Безусловно, по части национальных проектов будут пересмотрены индикаторы и сроки. С учетом этого, в сухом остатке остается развитие Крайнего Севера; «Жилье»; «Культура»; строительство транзитных магистралей, поддержка продуктовой безопасности, — отмечает Ольга Лебединская.
По данным Минфина за первый квартал 2020 года, расходы федерального бюджета РФ на реализацию нацпроектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры исполнены на 15,7% или на 357,4 млрд рублей из запланированных на год 2,278 трлн. Наиболее высокими темпами освоения средств федерального бюджета отличаются нацпроекты:
«Здравоохранение» (исполнено 40,5% запланированных на год расходов);
— «Жилье и городская среда» (32,7%);
— «Культура» (20,8%);
— «Производительность труда и поддержка занятости» (17,4%);
-«Демография» (16%).
Если рассматривать наиболее актуальные риски для реализации национальных проектов РФ, то распространение коронавируса и высокая волатильность нефтяных рынков, безусловно, к ним относятся, рассказал Smolnarod.ru доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.
По словам эксперта, с одной стороны, их можно рассматривать раздельно, то есть пандемия – прямая угроза для реализации проектов социального блока, а падение нефтяных котировок – угроза экономической стабильности и, соответственно, проектам блока, ориентированного на экономический рост.
— С другой стороны, все эти факторы взаимосвязаны и закрытие, например, точек общественного питания из-за коронавируса влечет значительные негативные последствия, как для качества жизни населения, так и для стабильности национальной экономики. Если же говорить о крупных проблемах, связанных с реализацией инфраструктурных проектов и спаде в международной торговле, то здесь последствия колоссальны для всех граждан, — подчеркнул Максим Соколов, указав на тот факт, что противодействие различным угрозам можно условно разделить на три ключевые стадии – предупреждение, борьба и ликвидация последствий.
Вместе с тем, по словам собеседника издания, если рассматривать коронавирус и проблемы на фондовом рынке с позиции угрозы для национальных проектов, то мы находимся больше на этапе предупреждения, нежели активной борьбы, так как говорить о пике распространения болезни и оценке экономических последствиях для глобальной и национальной экономики рано.
— Правительство сосредоточено на решении текущих задач, тогда как реализация национальных проектов имеет более длительный временной вектор и будет зависеть от экономического состояния страны и готовности ее встретить глобальный кризис, глубину которого многие экономисты оценивают как беспрецедентную. Как следствие, говорить о наступлении стадии оценки и ликвидации последствий пока не приходится, — резюмировал эксперт.