Гагаринский консервный комбинат – предприятие с 17-летней историей и одно из успешных предприятий Гагаринского района со «смоленскими корнями». Выпускать новую продукцию, развиваться и работать с новыми бизнес-партнерами ему помогает Центр поддержки экспорта.
В советские годы в проезде Сельхозтехники построили кирпичное здание молочного цеха, которое в начале нулевых приобрел нынешний собственник предприятия Гарегин Саакян — технолог по образованию, ведающий всеми тонкостями производственного процесса. Он развивал и развивает бизнес на Смоленщине, инвестируя в производство. В 2005-м добавились новые цеха, в которых начали налаживать производство консервации. В наши дни – это устойчивый комбинат с богатым ассортиментом продукции, которая, в том числе, идет на экспорт. Генеральный директор комбината Татьяна Гапеева работает на производстве со дня основания.
Три в одном
ООО «Гагаринский консервный комбинат» занимается овощной консервацией, молочной консервацией и производством жестяной тары. Все три производственные площадки расположены на одной территории.
Объем производства достигает 12 тыс тонн сгущенного молока и его производных в год. Овощная консервация — это 37-45 млн банок в год исходя из тех заказов, которые поступают на предприятие. Татьяна Гапеева признается – можно было бы производить гораздо больше. Однако мощности производства регулируются спросом и кадрами, с которыми в Гагаринском районе очень острая проблема. Но об этом ниже.
Большим подспорьем для комбината является производство собственной тары. Это позволяет не зависеть от ее поставщиков и оперативно отвечать на запросы рынка. Оказывается, потребителю нравятся то баночки покрупнее, чтобы запастись впрок, то компактные, но содержащие более премиальную продукцию. Конечно, на комбинате в первую очередь ориентируются на массовый сегмент. Однако по мере обновления мощностей начинают производить продукцию для более состоятельных клиентов.
Производство отталкивается от наличия заказов. Конкуренция на рынке консервации серьезная. Однако политика продовольственной безопасности, на которую настроилось правительство РФ после начала спецоперации, дает свой результат: из гипермаркетов ушли крупные поставщики и их место занял отечественный производитель. ООО «Гагаринский консервный комбинат» и раньше присутствовал в отдельных торговых сетях. Теперь он – практически везде. В этом можно убедиться, прогулявшись по складам комбината. Здесь – тысячи консервных банок с фирменными этикетками крупнейших ритейлеров.
Консервы их Гагарина есть в «Ленте», «Метро», «Пятерочке», «Ашане», «Перекрестке». Продукция активно выходит и в региональные торговые сети.
Руки – на вес золота
А еще на загрузку производства влияет наличие рабочих рук. И вот с этим у Татьяны Гапеевой вопрос стоит ребром. На предприятии работает около 200 человек. Вроде как зарплаты даже по меркам областного центра не маленькие. Однако сказывается специфика Гагаринского района. Крупные компании Подмосковья организуют подвоз на свои производства работников из Гагарина. В самом Гагарине действуют зажиточные предприятия в сфере деревообработки и производства мяса, которые могут предложить работникам привлекательные условия труда.
Средняя зарплата у высококвалифицированных специалистов на консервном комбинате составляет 60 – 70 тыс рублей в месяц. У работников более низкой квалификации (грузчиков, упаковщиков) – 35-40 тысяч в месяц в зависимости от фактической отработки. «В условиях города Гагарина зарплата не низкая, она средняя. Основной костяк коллектива у нас – это люди, которые работают у нас подолгу. Некоторые – со дня основания», — рассказывает Татьяна Гапеева.
Сырье из Смоленска и со всего мира
Не менее насущный вопрос – это сырье. И если по молоку гагарницы решают вопрос со смоленскими производителями, то практически все сырье для овощной консервации – привозное. Осенью, когда потребитель покидает грядки приусадебных участков и переключается на «оливьешки» и прочие виды домашней кулинарии, зеленый горошек, консервированная фасоль и бобы — хиты продаж.
Сырье для овощных консервов — всё привозное, — рассказывает директор предприятия. Фасоль красная и белая — Киргизия (контакт поставщика давал «Центр поддержки экспорта» ещё в 2017-18 годах), фасоль красная — Эфиопия, горошек сублимированный — РФ, Кукуруза – из Сербии. Регионам Краснодарского края в плане сырья проще, они выращивают его сами. Однако и производят консервы тоже сами. Поэтому комбинату приходится закупать сублимированное или замороженное сырье из-за рубежа. Чтобы вернуть овощам вкус «как с грядки» — сырье восстанавливают. Благодаря опытным технологам процесс налажен и вкус того же «аргентинского» горошка почти не отличается от премиальных продуктов с Кубани. Зато цена более доступная.
«С учётом государственной программы импортозамещения, комбинат максимально организует поставки, которые не сделают производство зависимым от иностранного партнера», — рассказывает Татьяна Гапеева.
Что касается молочной продукции – то тут Гагаринский консервный комбинат смело может ставить себя в одну линейку с самыми именитыми производителями сгущенки. Главное, чтобы покупатель сам не запутался. Ведь есть «гостовская» сгущенка, а есть «гостовский» молочный продукт. В Гагарине выпускают и одно, и другое. У каждой продукции своя цена и свой потребитель.
Экспорт идет в рост с «Центром поддержки экспорта»
«Что касается экспорта — мы активно работаем со многими странами, которые расположены на постсоветском пространстве – Армения, Азербайджан, Узбекистан, Грузия, Туркмения, Казахстан, Киргизия и даже Белоруссия. Так что наша продукция достаточно качественная, чтобы конкурировать с белорусскими товарами, которым очень доверяют российские покупатели», — рассказывает Татьяна Гапеева.
Доля экспорта ООО «Гагаринский консервный комбинат» за прошлый год выросла более чем на 10 процентов. Если в 2020 году его доля в выручке составляла 20,1%, то в 2021 году – 33%. Разговор об экспорте плавно переходит к теме сотрудничества с региональным «Центром поддержки экспорта».
«Задача ЦПЭ – продвижение российской продукции на зарубежные рынки. Он помогает осуществлять мониторинг сырьевой базы для производителей. Как вы помните, в марте начались перебои с сахаром, когда он в одночасье стал дефицитом. И вот тогда ЦПЭ и областная администрация нам в этом вопросе помогли, дали контакт смоленского поставщика сахара и мы вышли из этой ситуации, пока не нормализовался рынок.
Спектр услуг очень внушительный. Для нас организуют обучающие мероприятия. Помогают с декларированием, сертификацией, размещением продукции на электронных площадках. Причем, ЦПЭ всегда сам проявляет инициативу. Т.е. ты не приходишь и спрашиваешь, а они предлагают помощь. Причем, не только по вопросам экспорта. Они подскажут где, в какой структуре можно ту или иную проблему решить. У нас есть общий чат смоленских экспортеров. Там принято делиться проблемами. Например, нужно срочно передать груз в другой регион, или документы. И люди друг другу помогают. Это как большая семья», — рассказывает Татьяна Гапеева.
От «Бережливого производства» — до «Экспортера года»
ООО «Гагаринский консервный комбинат» является одним из десяти предприятий в Смоленской области, которое выиграло конкурс на участие в национальном проекте «Бережливое производство».
«Подписав соглашение с Центром компетенций в 2021 году, с 2022 года мы запустили этот проект у себя на производстве, выбрав в качестве эталонного участка цех по производству овощной консервации. Мы подготовили три своих собственных внутренних тренера, которые внутри коллектива будут проводить программы по реализации бережливого производства. Основная цель этой программы – поиск внутренних резервов, увеличение производительности труда и снижение затрат без дополнительных инвестиций. ЦПЭ всегда нам подсказывал, как лучше реализовать проект», — рассказывает Татьяна Гапеева. Комбинат является постоянным участником конкурса «Экспортер года». В 2018, 2019, 2020 годах занимал лидирующие позиции в категории экспортеров агропромышленного комплекса.
А ещё ЦПЭ организовывал бизнес-миссию в Шанхай, где проходила крупнейшая выставка-ярмарка продуктов питания. «Там было семь смоленских предприятий. Нам было интересно посмотреть, чем торгуют в Китае и как выглядит их продукция на фоне нашей. Самая популярная торговая марка из Китая, сгущенка «Панда», как оказалось, сделана на основе пальмового масла, хотя стоит в три раза дороже российской. Китайцы спокойно относятся к пальмовому маслу и крайне удивлялись недоверию к этому продукту российского потребителя. Оно там присутствует абсолютно во всех блюдах. Но в нашей рецептуре его нет вообще», — рассказывает Татьяна Гапеева.
На сегодняшний день ООО «Гагаринский консервный комбинат» работает устойчиво, без потрясений и без привлечения заемных средств. Каждый год в цехах комбината появляется новое оборудование. Несколько лет назад ввели в эксплуатацию свою собственную котельную. В планах – расширение линейки продуктов. Например, на комбинате начали производить консервированный нут. В этой продукции Гагаринский консервный комбинат стал первопроходцем в России.