«Масочный» бизнес после пандемии: насколько это выгодно?

Еще год назад упаковку из 100 медицинских масок можно было приобрести в российских аптеках за 220 рублей. Сейчас, после пика эпидемии, спрос на маски и антисептики стал заметно меньше, а производителей – больше. Стоит ли ждать возвращения прежних низких цен, ина что рассчитывают компании, которые включились в этот «масочный» бизнес?

Эпидемия коронавируса заставила по-новому взглянуть на использование средств персональной защиты, такие как медицинские маски, одноразовые перчатки, а также антисептики. В период с февраля по март продажи этих видов продукции, в сравнении с прошлым годом выросли на 400%.

"Масочный" бизнес после пандемии: насколько это выгодно?
Данные: www.statista.com

При этом фактически повсеместно ощущался дефицит медицинских масок и антисептиков, из-за чего цены выросли более чем 100%, а расходы домохозяйств в среднем по стране повысились на 220% на данную продукцию.

i2.png
Данные опроса на апрель 2020 года: www.statista.com.

Если раньше стоимость медицинских масок по стране варьировалась от 2 до 25 рублей за шт. (в зависимости от объема упаковки, производителя и торговой точки), то с наступлением пандемии ценовой коридор стал составлять 15-75 рублей за единицу. По приблизительным оценкам, в пиковые недели пандемии ежедневный спрос на медицинские маски мог составлять порядка 30 млн единиц. При этом до эпидемии коронавируса общий объем рынка медицинских масок составлял примерно 300 млн в год, из которых 45% составлял импорт, преимущественно из Китая.

Столкнувшись с нехваткой продукции, уже в апреле Россия нарастила объемы отечественного производства медицинских масок до 8,5 млн единиц в сутки, при объемах импорта в 4,3 млн единиц в сутки. При этом, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, до начала эпидемии коронавируса российские предприятия могли производить не более 6 млн медицинских масок, хотя реальные объемы рынка были в 2-2,5 раза меньше.

Привлекательность нового бизнеса

Занчительные изменения конъюнктуры рынка во втором квартале 2020 года не могли не повлиять на состав участников.

— Если до пандемии производство бытовых непрофессиональных средств индивидуальной защиты было не самым привлекательным бизнесом (низкая себестоимость, небольшая маржинальность, стабильно невысокий спрос), то после введения первых серьезных ограничительных мер в Китае, ситуация в корне изменилась, рассказывает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

До эпохи коронавируса производством и продажей медицинских масок занимались несколько сотен компаний. Однак за несколько месяцев рынок медицинских масок вырос более чем в 5 раз. Если раньше отечественные компании могли продавать менее миллиона масок в сутки, то сейчас счет идет на миллионы. Данные цифры не учитывают продажи различного рода немедицинских масок, завозимых из Китая и производимых небольшими организациями.

"Масочный" бизнес после пандемии: насколько это выгодно?
Производство СИЗ в апреле: www.statista.com.

Необходимо отметить, что себестоимость медицинской маски до пандемии была около 1 рубля, а сейчас почти 7 рублей. Увеличение себестоимости произошло из-за сырья, цены на которое взлетели в 5-6 раз. В медицинских масках между двумя слоями спанбонда обычно находится фильтрующий слой мельтблауна. Если раньше сырье для масок стоило около 170 рублей за кг, то сейчас цена может доходить до 700-900 руб.

Это и определяет во многом конечную стоимость продукции, которая вряд ли будет снижаться даже при падении спроса – сомнительно, что поставщики начнут предлагать товар себе в убыток.

Антисептики имеют отличие

Производство антибактериальных средств — одна из тех отраслей экономики, которые получили в эпоху пандемии мощный импульс для развития. ВОЗ заявила, что антисептики на спиртовой основе – гарантированное средство для эффективного уничтожения опасных микроорганизмов. Как результат, спрос на них в 2020 году вырос в 5-6 раз по сравнению с 2019 годом. Однако, как подчеркивает Дмитрий Завьялов, в отличие от масок, этот рынок и до коронавируса двигался вверх – в 2018 году в натуральном выражении он прибавил 30%, а в 2019 вырос практически вдвое.

— К началу пандемии около 10 российских предприятий производили примерно 17 млн литров антисептической продукции в год (или примерно 45 тыс. литров в день). Начиная с марта производители показали чудеса повышения эффективности и нарастили производство в 6 раз, достигнув суточного объема более чем в 300 тыс. литров. При этом число компаний на рынке также выросло в 6-7 раз, — отмечает эксперт.

На взрывной рост продаж отреагировали различные поставщики парфюмерии, косметики и медицинских препаратов, которые оперативно перепрофелировали свои производственные линии.

Насколько этот бизнес будет выгодным и дальше?

Сейчас рынок масок и дезинфицирующих средств остывает после весеннего перегрева. Спрос и цены несколько снизились, однако вряд ли Россия сможет вернуться к «докоронавирусным» объемам, считает Завяьлов.

В первую очередь, это связано с тем, что во многих регионах действуют разного рода ограничения по использованию защитных средств. Во-вторых, существуют как рекомендации, так и требования Роспотребнадзора относительно использования индивидуальных средств защиты и санитарной обработки помещений. Однако в какой-то момент «масочный режим» перестанет быть обязательным.

Вместе с тем, компании, которые сумели воспользоваться ситуаций и нарастить объемы производства, сейчас находятся в наиболее выгодном положении – они готовы к росту спроса и при этом смогут контролировать себестоимость за счет повышения эффективности. Но входной билет на рынок для новичков значительно подорожал, особенно с учетом того, что новый виток ажиотажного сумасшедшего спроса вряд ли грозит, даже в случае так называемой «второй волны» коронавируса.

SmolNarod.ru