Бизнес и пандемия: время пересмотреть ориентиры?

Экономика

Несмотря на объявленные меры поддержки значительная часть рискует «не подняться» после снятия ограничительных мер, связанных с угрозой массового заражения коронавирусом.

В своих материалах Smolnarod.ru уже несколько раз отмечал, что большой сегмент предприятий малого и среднего бизнеса окажутся на грани выживания после снятия режимов повышенной готовности на территории страны. Снижение потребительского спроса и деловой активности отбросили экономику страны на несколько лет назад. На фоне управленческого кризиса, погрязшего в бюрократии, малый и средний бизнес, который должен завтра послужить толчком к скорейшему восстановлению экономического роста, сегодня не получает поддержки, позволившей продержаться «на плаву» в рамках режима самоизоляции.

Один из сильнейших ударов коронавируса пришелся на сферу услуг. Собственники предприятий, которые не решились нарушить предписания, уже больше месяца простаивают в ожидании снятия ограничений. Однако даже после этого им не гарантирован взрывной рост доходов, поскольку значительная часть населения сейчас находится в режиме экономии. По мнению экспертов, в зоне риска окажутся предприятия с высокой конкуренцией на торговых рынках и нишевые компании, которые даже в «докоронавирусные» времена едва выходили «в ноль». Бизнесы начнут «битву за клиентов» и, говоря простым языком, в финале на рынке выживет более жизнеспособная модель управления.

Для более предметного рассмотрения ситуации мы обратимся к данным мониторинга о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Смоленской области по итогам 2019 года. Составленный по результатам опроса бизнеса и населения документ служит определенным индикатором экономического развития региона. Вместе с тем, сегодня он может стать сигналом для предпринимателей переориентировать свою деятельность.

Кто выступал от предпринимателей?

По официальным сведениям, анкетирование прошли 527 предпринимателей.

Бизнес и пандемия: время пересмотреть ориентиры?

Из результатов мониторинга следует, что 65% респондентов не смогли однозначно оценить, успешен или нет их бизнес в настоящее время.

Отметим, что число предпринимателей, считающих, что их бизнес успешный, снизилось к уровню 2018 года на 16,9% и составило только 22% от общего числа опрошенных.

Доля респондентов, заявивших о неуспешности их бизнеса, составила 13%, что на 1,4 п.п. ниже уровня предыдущего года.

Таким образом, предпоссылки к тому, что после снятия ограничений в Смоленской области часть бизнеса не откроет прежние двери, существуют.

Бизнес и пандемия: время пересмотреть ориентиры?

— Большая часть респондентов, несмотря на удовлетворительные условия ведения предпринимательской деятельности в Смоленской области, считает, что в регионе сложно начать с нуля новый бизнес (на это указали 77% опрошенных предпринимателей – прим. редакции), а также, что компаниям из другого региона довольно сложно обосноваться на рынке в Смоленской области. В большей степени такие ответы обусловлены кризисными явлениями в экономике, характерными для всей страны в целом, а также достаточно высоким уровнем конкуренции, сложившимся на рынках, которые они представляют, — комментируют в профильном департаменте.

Также бизнесмены поделились мнением о конкурентной среде в регионе. Результаты распределились следующим образом:

  • Нет конкуренции – 8%
  • Слабая конкуренция – 10%
  • Умеренная конкуренция – 47%
  • Высокая конкуренция – 35%.
Бизнес и пандемия: время пересмотреть ориентиры?

С полными данными мониторинга можно ознакомиться по ссылке.

Что говорит население?

Участие в анкетировании приняли почти 3 тыс. человек из Смоленска и области. Усредненный портрет респондента выглядит так: работающая женщина от 36 до 50 лет (экономически активное население) с высшим образованием, имеющая 1-2 детей, со средним месячным доходом на одного члена семьи 7 до 15 тыс. рублей, а также свыше 20 тыс. рублей.

Так, потребители оценили достаточность организаций, оказывающих услуги на рынках Смоленской области.

Бизнес и пандемия: время пересмотреть ориентиры?

Следует отметить, что в ходе опроса смоляне отметили недостаточное количество организаций, оказывающих услуги на следующих товарных рынках:

— на рынке услуг детского отдыха и оздоровления;
— на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
— на рынке социальных услуг;
— на рынке племенного животноводства;
— на рынке выполнения работ по благоустройству городской среды.

Вместе с тем, существенная часть жителей региона (от 30 до 40%) не удовлетворена качеством продукции и услуг. Более 40% указали на достаточно спорное качество услуг, оказываемое на рынке медуслуг, социальных услуг, услуг по сбору и транспортированию ТКО, реализации сельхозпродукции, а также на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам.

***

Отрасли российской экономики, сильнее всего пострадавшие от ситуации с коронавирусом, могут потерять 17,9 трлн руб. Об этом говорится в макроэкономическом обзоре Национального рейтингового агентства (НРА).

По данным исследования НРА, из-за режима самоизоляции у сферы гостиничного бизнеса и предприятий общественного питания добавленная стоимость сократится на 83,9% в годовом выражении. Аналитики полагают, что сфера услуг потеряет 77,5%, производство одежды и обуви — 52,7%, а область культуры, спорта, организации развлечений и досуга — 46,1%.

Согласно распоряжению правительства России, Смоленская область получит всего 11,2 млн рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства в связи с распространением коронавируса, а на региональном уровне конкретные меры о поддержке пострадавших отраслей объявили только на прошлой неделе. Отметим, что к началу апреля в организациях МСП числились около 107 тыс. сотрудников.

Как отмечают сами бизнесмены, существующие рынки в регионе достаточно насыщены и здесь непросто обосноваться «варягам». Большинство потребителей также высказываются в пользу наполненности рынков, и указывают на ниши, которые пока остаются незанятыми.

Возможно, ряд предпринимателей, не выдержав обострившейся конкуренции, а это неминуемо произойдет после снятия ограничений, сменят вид деятельности в соответствии с меняющимся спросом или вовсе ликвидируют компании. Об этом уже намекали показатели демографии организаций в начале года.

Рискнут ли предприниматели начать бизнес в новой для себя отрасли в Смоленской области после пандемии — большой вопрос.

SmolNarod.ru