500 шагов Мишустина: путь к спасению экономики или погружение в стагнацию?

Правительство РФ представило проект общенационального плана восстановления экономики страны, деловой жизни и доходов граждан после эпидемии коронавируса COVID-19. Однако эксперты считают, что документ служит, скорее, доктриной по латанию дыр, нежели документом, определяющим стратегическое развитие страны.

1,5 года, около 500 мероприятий и 5 трлн рублей только бюджетных инвестиций потребуется на реализацию общенационального плана по восстановлению экономики России от последствий коронавируса нового типа, разработанного кабмином. По словам премьера Михаила Мишустина, реализация намеченных целей позволит «не только переломить ситуацию, сложившуюся в результате распространения новой коронавирусной инфекции, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике».

Документ содержит как уже объявленные, так и ряд новых мер поддержки экономики и населения. Целевыми показателями исполнения служат выход на устойчивый рост реальных доходов (целевой темп прироста не приводится), снижение уровня безработицы менее чем до 5%, а также обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021-го.

План разбит на три этапа. Так, до конца третьего квартала 2020 года ситуация должна стабилизироваться, при этом важно не допустить дальнейшего падения доходов россиян. Помимо этого, планом предусматривается снижение безработицы до уровня не более пяти процентов на конец 2021 года. Третий-четвертый квартал 2021 года — выход экономики на устойчивый рост, говорится в документе.

Приведем ряд наиболее инициатив, отмеченных властями как наиболее значимые:

500 шагов Мишустина: путь к спасению экономики или погружение в стагнацию?

План восстановления экономики — масштабный документ, который фактически определяет социально-экономическое развитие России на ближайшие 1,5-2 года. В связи с этим мы попросили экспертов прокомментировать положения, описанные в документе.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Новый план по восстановлению российской экономики, представленной премьер-министром страны Михаилом Мишустиным, содержит те основные вопросы, которые и до кризиса, связанного с пандемией, являлись основополагающими для дальнейшего устойчивого развития национальной экономики, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

— Здесь можно сказать: не было бы счастья, да несчастье помогло: высокая зависимость России от импорта различного рода товаров (сырье и материалы в фармацевтической и легкой промышленности, технологии в машиностроении — прим. редакции) на протяжении уже десятилетий ослабляет российскую экономику и снижает уровень ее конкурентоспособности в мире. Ситуация с пандемией также показала, что вовлеченность в международные производственные цепочки не является гарантией получения определенной добавленной стоимости: закрытие границ может приостановить любой производственный цикл. В связи с этим, вопрос, связанный с инвестициями в собственную экономику является одним из первостепенных, но только с точки зрения поддержания отечественного производителя, — отмечает эксперт.

Например, плюс такой политики — борьба с безработицей, особенно на уровне регионов, где большая часть населения всегда работала на заводах, которые вытеснили иностранные компании за последние 25 лет. Таким образом, изменения в структуре экономики и упор на отечественное производство позволит России решить одномоментно большое количество проблем: снижение безработицы, развитие своего производства, снижение зависимости от запада и западных финансовых вливаний, считает Екатерина Новикова.

— С другой стороны, слабое звено в предложенном плане — опять же население страны: нужно провести огромную работу по повышению культа труда именно в области реального производства в стране, а не спекулятивных процессах, на которых сегодня зарабатывает большое количество так называемого офисного планктона. Сама цель разбогатеть быстро и без лишних трудозатрат — корень зла сегодня в мировой экономике, и наша страна — не исключение, — резюмирует эксперт.

Отсутствие стратегического видения

Самым главным плюсом программы правительства является то, что она, наконец, появилась, рассказывает Smolnarod.ru, профессор кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Устюжанина. Стали обсуждаться не только краткосрочные меры вспомоществования населению и бизнесу, но и среднесрочные ориентиры развития.

Правда, сами ориентиры, по мнению эксперта, носят локальный и малообоснованный характер. Это относится, в частности, к таким целевым показателям как обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021-го года и выход на траекторию устойчивого роста реальных доходов.

Напомним, что по итогам более благополучного 2019 года темп роста ВВП России составил 1,3%, а реальные располагаемые доходы населения после многолетнего застоя выросли по официальным данным на 1%. Другое дело, что после резкого падения соответствующих показателей в текущем году их рост в будущем будет происходить от заниженной базы. То есть, 2,5% в 2021 году, скорее всего, не обеспечат даже возвращения к уровню 2019-го.

— Если перейти от целей к средствам, то, безусловно, заслуживают одобрения такие краткосрочные меры как установление переходного налогового режима для налогоплательщиков, утративших право на применение упрощенной системы налогообложения, и временная либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных ИП, — отмечает экономист.

Гораздо менее эффективной представляется новация по установлению минимальной часовой ставки оплаты труда при привлечении работников на неполное рабочее время. Очевидно, что это благое намерение можно легко свести на нет посредством манипуляции продолжительностью рабочего времени.

Странным кажется и включение в программу правительства декларации о возможности перехода на удаленный режим работы, в том числе, комбинированный, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору. Вряд ли юридическое оформление перехода на дистанционный режим работы относится к основным проблемам российского бизнеса.

— Присутствует в программе и некоторое число сомнительных мероприятий, которые могут стать каналами траты бюджетных средств на поддержку «наиболее равных» компаний. К таким мерам относится, в частности, возможность компенсации некоторым инвесторам части расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания. Сюда же относится и предоставление государственных гарантий по кредитам на закупку 59 самолетов Sukhoi Superjet 100 в объеме 139,6 млрд рублей, — подчеркивает Елена Устюжанина.

Основным недостатком программы является разрозненный характер содержащихся в ней мероприятий, отсутствие системного стратегического видения. В программе нет даже намека на такие необходимые нашей экономике инструменты управления как внедрение системы индикативного планирования и разработка программы Комплексного научно-технического развития, — подытожила эксперт.

SmolNarod.ru