Пол-литра Смоленска. Как баллончик с краской побеждает культурную привлекательность

Культура

Тема наскальной живописи в разных уголках Смоленска навязла в зубах. Но многократное повторение уроков на пользу не идёт. Отличный пример – набережная. Несколько месяцев назад молодая общественность встречала фестиваль уличного искусства только что не с фанфарами. Первый восторг схлынул, а рисуночки остались. Что теперь с ними делать – хороший вопрос. Но важнее другой. Можно ли было сразу сделать это по-человечески?

Можно – уверены представители «Лаборатории цвета» и специалисты в психологии окружающей среды. Само уличное искусство – это искусство протеста. И расписывание стены – это своего рода «присвоение» пространства. Человек с распылителем просто «помечает» ту часть стены, которую хочет считать своей. Власть тоже попыталась отвоевать территорию бетонных заборов. С благословения партии, власти и РВИО (Российское военно-историческое общество) в Смоленске появилось патриотическое граффити в виде воеводы Шеина, Молоховских ворот и так далее. Сначала выглядело необычно, потом приелось, теперь это искусство выветривается и осыпается вместе со штукатуркой зданий. Могло ли быть иначе?

Могло – уверены специалист ы в сфере искусства. Но при одном условии: надо знать, что делать, зачем делать и где это уместно делать. На этих трёх китах стоит уличное искусство в странах Европы и заокеанских кварталах. Дело в том, что любой цвет, вызывая эмоции, может либо подчеркнуть, либо скрыть архитектурные формы здания. Например, страшненький и унылый куб из бетона будет смотреться совсем по-другому, если ему добавить краски или выполнить на стене рисунок.

Пол-литра Смоленска. Как баллончик с краской побеждает культурную привлекательность
фото: Андрей Рожков

«Заниматься подобной работой нужно на научной основе, — считает Юлия Грибер, профессор Смоленского государственного университета, руководитель «Лаборатории цвета». – Имеет смысл разработать цветовое решение не для отдельного дома, а для микрорайона. Это решение должно быть оправданным с точки зрения эстетики, психологии и архитектуры».

Что касается граффити, то его место – бетонные заборы на промышленных окраинах. Потому что там они смотрятся более органично. А цветовой ряд на смоленской набережной – нечто из ряда вон выходящее. В ту же копилку попадает и Пушкин с няней на стене дома причта. Сам дом на улице Ленина – объект культурного наследия. Рисовать там нельзя категорически: закон не велит, а надзор наказывает. Нам до сих пор неизвестно, как отреагировало Главное управление по культурному наследию на этого Пушкина, который красуется прямо в историческом центре исторического Смоленска. Но зато вся эта уместная и не очень живопись очень точно отражает принцип работы тех, кто принимает решения «нарисовать или закрасить».

SmolNarod.ru