На обсуждении в Минпросвещения находится прелюбопытный документ. Он подводит черту под потугами чиновников сделать бюрократию в школах меньше. Самое интересное, что волокита напрямую отражается на качестве образования. Как раз из-за времени, затраченного на ненужные бумажки. Итак…
Десять негритят. И ещё один пунктик
Проект приказа об утверждении перечня документов, обязательных к заполнению висит на портале нормативно-правовых актов. Там обозначено одиннадцать позиций. То есть учителям предлагают кроме тетрадок и уроков заполнять одиннадцать видов отчётов. Но при внимательном рассмотрении цифру надо увеличивать.
Например, пункт первый. Надо заполнить учебную программу учебного курса. Проще — расписать план на все 34 учебных недели. И в этом же пункте — предоставить отчёт о выполнении. пункт один, документа уже два. Пункт шестой: надо вести протоколы родительских собраний. То есть, конспектировать все мнения и выступления родителей. Кто это будет делать — ответ очевиден. Вишенкой на торте — последний, одиннадцатый пункт документа.
Цитируем по оригиналу:
«документация, предусмотренная локальными нормативными актами организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и связанная с проведением за пределами территории указанных организаций мероприятий, направленных на формирование личности, общей культуры обучающихся указанных организаций, развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности».
Если всю эту канцелярщину упростить до нормального русского языка, то учителям надо делать отчёты об экскурсиях, походах в кино и театр. В эту копилку можно добавить «Разговоры о важном». То есть, и проведи, и отчитайся. И по требованию «сверху» могут бумажек ещё подкинуть.
Прозаседавшиеся и дообсуждавшиеся
Документ пока на обсуждении. Но хочется вспомнить, как министр просвещения возмущался по поводу бюрократизации в школах. И требовал, чтобы заполняли два, внимание, только два документа. К весне их стало уже четыре. К лету обсудили и нарисовали девять позиций. Теперь — вот, пожалуйста, одиннадцать. Возникает закономерный вопрос к федеральным и не только чиновникам: этот проект приказа, он точно про сокращение бюрократии?
На этом фоне уже неудивительным выглядит большое количество вакансий в школах. Особенно к началу учебного года. И — параллельно — попытки протолкнуть в Думу закон, разрешающий работать в школе студентам. Дырки надо кем-то затыкать. Получилось, как в популярном учительском: «Только глаз перестал дёргаться после учебного года, а на носу опять первое сентября». Интересно, а кто и как думает компенсировать учителям время, затраченное на всю эту волокиту, в случае, если документ подпишут?