В Смоленске третий день идёт международный фестиваль стрит-арта. В Meetings of style Russia принимают участие уличные художники нескольких стран. Оживить унылый бетон – неплохая идея сама по себе. И художества уже удостоились лестных отзывов. Остаётся вопрос: насколько уместно делать это на фоне древних памятников?
Городские власти дали добро на фестиваль. Под художества отдали нижний ярус набережной. Чуть выше – древние стены крепости, послевоенные постройки и памятник князю Владимиру. Слов нет, художникам только стену дай. И баллончики с краской. Остальное они сделают сами – и уже делают.
«Мы стараемся не залезать на чужие рисунки, это у нас не принято, — поделился один из художников. – А рисуем то, что нравится».
Изначально стрит-арт – неформальное движение. Появилось на окраинах американских городов во время войны местных банд друг с другом. Там было принято оставлять на стене автографы краской. Потом надписи превратились в подобие картин и перекочевали в Россию. Наши власти, видя проблему разукрашенных домов и повальное увлечение молодёжи, решили «оседлать тему». Из столиц инициатива поползла в регионы. Заигрывания с уличными художниками принесли свои плоды. На стенах областных памятников появились воевода Шеин, Айзек Азимов, Анатолий Папанов. На фасаде средней школы № 9 в Смоленске изобразили половину лица первого космонавта планеты. Художество уже удостоилось критики смолян. Другой вариант – подземный переход. Уместно, креативно, нескучно. Хотя разукрасить телефонные будки на улице Дзержинского не разрешили.
«Главная задача цвета – скрыть неприглядные архитектурные формы, — считает руководитель «Лаборатории цвета» Юлия Грибер. – В любом случае, прежде, чем взяться за краски, надо оценить уместность рисунка, его задачу и цветовую гамму».
Подытожим: цвет и рисунок должны скрывать уродливую форму, оттягивая внимание на палитру. Не всегда это удаётся. На воротах Авраамиевской башни баллончиками наваяли что-то из Ван Гога. Это было пару лет назад. Нынешним летом на стене здания причта у бывшей кирхи нарисовали силуэт Пушкина с няней. Аргумент в пользу художеств более чем оригинальный: раньше улица Ленина была Пушкинской.
Другая точка зрения: отельные смоленские улицы вряд ли можно чем-то испортить. И какой-никакой рисунок немного сгладит мрачное впечатление. Если набережную выбрали, исходя из таких идей, ну ладно. Таким образом расписались в особенностях её дизайна. Когда-то в её строительство вбухали миллиард с лишним рублей.
Но что-то подсказывает, что исторический центр, особенно северный въезд – малопригодное место для уличного креатива. Современному искусству нужны современные площадки. Насколько органичны стрит-арты в древней части города, могут оценить краеведы. Веским аргументом станет мнение профессиональных художников. В любом случае, стрит-арт – уже явление нашей жизни. К нему можно относиться по-разному, но надо принять это как факт. Таким же непреложным фактом являются вечные темы в классическом искусстве. Опасения поклонников стрит-арта, что все «баллонные» художества смоет весенний паводок имеют под собой основу. Как и то, что на смену уличному искусству придёт что-то новое. Может быть, более оригинальное или более осмысленное.